Новая редакция ст. 87 Конституции Украины с Комментариями.
Верховная Рада Украины по предложению Президента Украины или не менее одной трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия Кабинету Министров Украины большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины не может рассматриваться Верховной Радой Украины более одного раза в течение одной очередной сессии, а также в течение года после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины или в течение последней сессии Верховной Рады Украины.
Комментарий к ст. 87 Конституции Украины
Статья 87 Конституции Украины устанавливает важную прерогативу Верховной Рады Украины в отношениях, которые имеют непосредственное значение для политической оценки эффективной, ответственной деятельности Кабинета Министров Украины. Именно парламент в случае обнаружения явных просчетов, кризисных явлений, которые вызваны деятельностью Кабинета Министров Украины и сказываются на жизни общества, наделенный конституционным правом принятия резолюции недоверия. Это означает, что конституционная норма определяет прямую зависимость и взаимосвязь между выполнением Кабинетом Министров Украины своих полномочий и практическими результатами, которые должно получать общество. Верховная Рада Украины должна регулярно контролировать деятельность Правительства в достижении социально-экономических результатов, а главное – выявлять
насколько выполняются задачи, предусмотренные Программой деятельности Кабинета Министров Украины. Она разрабатывается правительством и одобряется Верховной Радой Украины. Вопрос о привлечении к ответственности Кабинета Министров Украины относится к непосредственной и исключительной компетенции парламента, в частности, его контрольных функций в отношении исполнительной власти и непосредственно Кабинету Министров Украины. При отсутствии норм Конституции Украины о «полновластии представительных органов власти, а также конституционных требований, устанавливающих подотчетность и подконтрольность им центральных органов исполнительной власти, ответственности Кабинета Министров Украины является политической оценкой заключения Верховной Рады Украины о несостоятельности действующего Правительства выполнить очерченные Верховной Радой Украины задачи, наличие существенных просчетов государственного управления, которые привели к угрожающего состояния экономики, роста внутреннего и внешнего долга, далее. Важно учитывать также, что в ч. 1 ст. 87 Конституции Украины постановка перед Верховной Радой Украины вопрос об ответственности Правительства непосредственно касается ранее реализованного парламентом полномочия по даче согласия для назначения Президентом Украины кандидатуры Премьер-министра Украины. В политико правовом измерении это является проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной власти, символизирует их совместную политическую ответственность за состояние социально-экономического развития страны. Фактически при этом Верховная Рада Украины не столько оценивает личные качества кандидатуры Премьер министра Украины, которая подавалась Президентом Украины для назначения, сколько выражает отношение парламента к политическому курсу, который будет реализовываться новосформированным Кабинетом Министров Украины.
Вместе с тем важное значение для постановки вопроса на пленарном заседании Верховной Рады Украины относительно ответственности Кабинета Министров Украины имеет предварительное осуществление мероприятий парламентского контроля за его деятельностью. Согласно Регламенту Верховной Рады Украины ежегодно рассматривается отчет Кабинета Министров Украины о ходе и результатах выполнения одобренной Программы деятельности Кабинета Министров Украины. Кроме того, предоставляются Правительством на рассмотрение Верховной Рады Украины отчет о выполнении Государственного бюджета Украины вместе с докладами о ходе и результатах выполнения утвержденных Верховной Радой Украины общегосударственных программ экономического, научно-технического и других, которые также могут рассматриваться на пленарном заседании парламента. Согласно п. 3 ст. 228 Регламента Верховной Рады Украины по предложению Председателя Верховной Рады Украины или не менее трех комитетов или не менее одной трети народных депутатов Украины от конституционного состава парламента Верховная Рада может в любое время принять решение о внеочередной отчет Кабинета Министров Украины по вопросам результатов выполнения одобренной Программы деятельности Кабинета Министров Украины. После заслушивания отчета Кабинета Министров Украины о ходе и результатах выполнения Программы его деятельности, соответствующих содокладов комитетов и обсуждение отчета по итогам рассмотрения этого вопроса Верховной Радой Украины принимается соответствующее постановление. Однако принятие такого постановления Верховная Рада Украины при негативных оценках деятельности Кабинета Министров Украины, включая признание неудовлетворительного отношения к конкретным действиям Правительства по результатам отчетной деятельности, не означает недоверия Кабинета Министров Украины, что влечет конституционную отставку Правительства.
Вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины должно рассматриваться Верховной Радой Украины исключительно при условии соблюдения требований ст. 87 Конституции Украины с принятием резолюции недоверия Кабинету Министров Украины. Это означает, что вопрос об ответственности Правительства вносится по предложению не менее как одной трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады, поддержанной их подписями. Особенность и чрезвычайная важность рассмотрения этого вопроса заключается в том, что такой вопрос включается в повестку дня сессии Верховной Рады Украины без голосования. По своему процессуальному порядку в соответствии с Регламентом (п. 2 ст. 231) установлено, что после вынесения на рассмотрение Верховной Рады Украины вопрос об ответственности Правительства комитеты Верховной Рады Украины согласно предметам их ведения не позднее, чем в четырехдневный срок формулируют и направляют через Аппарат Верховной Рады Украины вопрос к Кабинету Министров Украины, на которые они бы хотели получить ответы до рассмотрения вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины. Таким образом, Верховная Рада Украины не может искусственно повлечь правительственный кризис, а принимая соответствующее решение руководствоваться лишь политической оценкой последствий деятельности правительства. Следует отметить, что в этом заключается одно из условий стабильности конституционного режима в государстве.
Процедура получения от Правительства сведений комитетами Верховной Рады Украины предусматривает трехдневный срок, в пределах которого Кабинет Министров должен предоставить ответы на поставленные вопросы. Обобщенный вариант информации Кабинета Министров Украины вместе с ответами на вопросы направляется к аппарату Верховной Рады Украины, после чего в срочном порядке предоставляется народным депутатам Украины. В обязанности Правительству предстоит отправка одного экземпляра такой информации в Счетную палату для подготовки заключений. Только после выполнения указанных действий Кабинетом Министров Украины парламентские комитеты могут рассматривать на своих заседаниях вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины. Согласно ст. 231 Регламента Верховной Рады Украины вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины рассматривается на пленарном заседании Верховной Рады Украины не позднее чем через 10 дней после внесения предложения. Принятие резолюции недоверия Кабинету Министров Украины происходит как завершающий акт рассмотрения вопроса Верховной Радой Украины об ответственности Правительства.
Рассмотрение вопроса начинается с доклада народного депутата, уполномоченного из числа народных депутатов, которые инициировали подобный вопрос. После мотивированного доклада докладчик обязан отвечать на устные вопросы представителей депутатских фракций и других народных депутатов. После окончания ответов на вопросы Премьер министру Украины, а в случае его отсутствия по уважительным причинам – Первому вице премьер министру Украины предоставляется право выступления. Однако процедура этим выступлением не заканчивается.
На предложение депутатской фракции, комитета Верховная Рада Украины может принять решение о заслушивании информации членов Кабинета Министров Украины. Для предоставления народным депутатам информации члену Кабинета Министров Украины предоставляется тоже право выступления. После информации член Кабинета Министров отвечает на вопросы представителей депутатских фракций.
Предусмотрено также после доклада и ответов на вопросы, предоставлении слова для выступления представителям комитетов и депутатских фракций. Таким образом, проводится выяснение всех аспектов вопроса об ответственности Правительства.
Голосование по принятию резолюции недоверия Кабинета Министров Украины считается положительным, если за резолюцию проголосовало большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Конституцией предусматривается, что этот вопрос не может рассматриваться Верховной Радой более одного раза в течение одной очередной сессии Верховной Рады Украины, а также в течение года после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины. Это полномочия парламента рассматривается органами конституционной юрисдикции как самостоятельный и отдельный вид политической ответственности Правительства перед парламентом наряду с установленным правом Президента Украины принимать решения о прекращении полномочий Премьер-министра Украины, что влечет его отставку и всего состава Кабинета Министров Украины. Регламент Верховной Рады Украины устанавливает (п. 6 ст. 3), что заседание по вопросу об ответственности Кабинета Министров Украины в полном объеме транслируется в прямом эфире.
Другой комментарий к статье 87 Конституции Украины
Статья регламентирует вопросы, связанные с определением Верховной Радой ответственности Кабинета Министров и выражения ему недоверия, которое влечет за собой его отставку. В соответствии с ней вопрос об ответственности Кабинета Министров может быть рассмотрен по предложению не менее 150 депутатов (1/3 конституционного состава Верховной Рады). Резолюция недоверия Кабинета Министров считается принятой, если за нее проголосовало не менее 226 депутатов, то есть большинство от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Норма, которую содержит ч. 2 настоящей статьи, направлена на создание определенной стабильности в работе Кабинета Министров путем ограничения возможностей Верховной Рады Украины постоянно держать Кабинет Министров под угрозой рассмотрения вопроса о его ответственности Конституция запрещает рассматривать этот вопрос чаще чем один раз в течение одной очередной сессии, а также в течение года после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров.
Содержание этой статьи основывается на принципе распределения власти. Ведь в ней, с одной стороны, закрепляется специфическая форма контроля одной ветви власти другой (полномочия Верховной Рады Украины рассматривать вопрос об ответственности Кабинета Министров), а с другой – гарантируется ограничение влияния этой ветви власти на исполнительную власть (установления определенного срока, за которого соответствующий вопрос может рассматриваться).