Новая редакция ст. 89 Конституции Украины с Комментариями.

Верховная Рада Украины для осуществления законопроектной работы, подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, отнесенных к ее полномочиям, исполнения контрольных функций в соответствии с Конституцией Украины создает из числа народных депутатов Украины комитеты Верховной Рады Украины и избирает председателей, первых заместителей, заместителей председателей и секретарей этих комитетов.

Верховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов.

Верховная Рада Украины для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, создает временные следственные комиссии, если за это проголосовало не менее одной трети от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Выводы и предложения временных следственных комиссий не являются решающими для следствия и суда.

Организация и порядок деятельности комитетов Верховной Рады Украины, ее временных специальных и временных следственных комиссий устанавливаются законом.



Комментарий к ст. 89 Конституции Украины

Комментируемая статья Конституции Украины детализирует правовой статус рабочих органов Верховной Рады Украины и парламентских комитетов, временных специальных и временных следственных комиссий.

Части 1 и 2 ст. 89 Основного Закона устанавливают, что Верховная Рада Украины утверждает перечень комитетов Верховной Рады Украины, которые осуществляют законопроектную работу, готовят и предварительно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям парламента. К полномочиям парламента отнесены полномочия по избранию председателей этих комитетов. Приведенные положения Конституции получают свое нормативное развитие в Регламенте Верховной Рады Украины от 10 февраля 2010 г., Законе Украины от 4 апреля 1995 г. «О комитетах Верховной Рады Украины», Законе Украины от 17 ноября 1992 г. «О статусе народного депутата Украины», других законах Украины, постановлениях Верховной Рады Украины, включая постановления, которыми утверждаются положения о комитетах парламента. При рассмотрении вопросов о комитетах Верховной Рады Украины также следует принять во внимание содержание Решения Конституционного Суда Украины от 5 марта 2003 г. № 5 рп по делу об обращении народных депутатов Украины в Национальный банк Украины.

Комитеты Верховной Рады Украины являются органами парламента, ответственными и подотчетными ему, которые образуются из числа народных депутатов Украины для осуществления по отдельным направлениям законопроектной работы, подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, отнесенных к полномочиям парламента, выполнения контрольных функций парламента. По своему конституционному статусу комитеты Верховной Рады Украины являются органами, которые имеют предметно определенную компетенцию и обеспечивающие осуществление парламентом его полномочий. При этом, будучи органами Верховной Рады Украины, комитеты парламента не составляют самостоятельную систему органов государственной власти.

Деятельность комитетов Верховной Рады Украины основывается на принципах верховенства права, законности, гласности, их равноправия, целесообразности, функциональности, плановости, научной обоснованности, коллегиальности, свободного обсуждения и решения вопросов и др.

Система парламентских комитетов, их задачи, функции и компетенция определяются на первой сессии Верховной Рады Украины нового созыва с учетом конституционно определенных задач и полномочий парламента, а также актуальных вопросов государства и права во всех сферах общественной и государственной жизни Украины. Это обусловливает создание как отраслевых (предметных), таких функциональных комитетов Верховной Рады Украины. Первые из них наделены полномочиями относительно осуществления законопроектной работы, подготовки и предварительного рассмотрения вопросов в определенных сферах формирования государственной политики, отнесенных к полномочиям Верховной Рады Украины, а вторые – призваны обеспечить оптимальную организацию и деятельность Верховной Рады Украины, ее взаимосвязи с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Сегодня система комитетов Верховной Рады Украины VI созыва определена Постановлением Верховной Рады Украины от 4 декабря 2007 г. № 4 VI «О перечне, количественном составе и предметах ведания комитетов Верховной Рады Украины шестого созыва» и представлена 27 комитетами парламента: комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений; комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией; комитет по вопросам строительства, градостроительства и жилищно коммунального хозяйства; комитет по вопросам бюджета; комитет по вопросам государственного строительства и местного самоуправления; комитет по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы; комитет по вопросам экономической политики; комитет по вопросам европейской интеграции; комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; комитет по иностранным делам; комитет по вопросам культуры и духовности; комитет по вопросам науки и образования; комитет по вопросам национальной безопасности и обороны; комитет по вопросам здравоохранения; комитет по вопросам топливно энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности; комитет по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов; комитет по вопросам налоговой и таможенной политики; комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений; комитет по вопросам правовой политики; комитет по вопросам правосудия; комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства; комитет по вопросам Регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Украины; комитет по вопросам свободы слова и информации; комитет по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма; комитет по вопросам социальной политики и труда; комитет по вопросам транспорта и связи; комитет по вопросам финансов и банковской деятельности.

Согласно п. 2 Постановления Верховной Рады Украины «О перечне, количественном составе и предметах ведания комитетов Верховной Рады Украины шестого созыва» в Верховной Раде Украины создано Специальную контрольную комиссию Верховной Рады Украины по вопросам приватизации. К предмету ее ведения относятся: контроль за соблюдением законодательства о приватизации, реприватизации; контроль за выполнением Государственной программы приватизации; контроль за деятельностью органов приватизации; анализ последствий приватизации; систематическое информирование Верховной Рады Украины о ходе приватизации.

Верховная Рада Украины может совершенствовать систему своих комитетов, реагируя на новые задачи и проблемы, которые возникают в процессе реализации им своих конституционных полномочий. Парламент полномочен создать или ликвидировать ранее созданный комитет, изменить название или предмет его ведения.

Важным элементом правового статуса комитетов Верховной Рады Украины является порядок определения их персонального состава. Верховная Рада Украины создает комитеты в составе председателей, первых заместителей, заместителей председателей, секретарей и членов комитетов, которые избираются большинством голосов народных депутатов Украины от конституционного состава парламента.

В состав каждого из комитетов Верховной Рады Украины VI созыва, согласно ч. 2 ст. 5 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины» и Постановлением Верховной Рады Украины «О перечне, количественном составе и предметах ведания комитетов Верховной Рады Украины шестого созыва», на момент образования может входить не менее девяти и не более 30 народных депутатов Украины, кроме Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, в состав которого могут входить до 35 народных депутатов Украины, при условии представления не менее чем по одному народному депутату Украины от каждой депутатской фракции (в случае если численность депутатской фракции меньше, чем количество комитетов).

При условии, когда персональный состав комитета Верховной Рады Украины становится меньше вышеупомянутого нижнего предела предельной численности комитета, действующим законодательством предусмотрена процедура ликвидации такого комитета по инициативе Председателя Верховной Рады Украины на основе предыдущего представления председателя профильного комитета парламента. Вместе с тем по состоянию на 30 апреля 2011 г. два комитеты Верховной Рады Украины (Комитет по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов и Комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений) имеют численность менее девяти народных депутатов Украины.

Численность комитетов Верховной Рады Украины влияет на количество заместителей председателей этих комитетов. При количестве членов комитета не более 10 народных депутатов Украины избирается один заместитель председателя комитета, от 10 до 30 народных депутатов – первый заместитель и заместитель председателя комитета, а более 30 народных депутатов – первый заместитель и два заместителя председателя комитета.

При формировании руководства комитетов Верховной Рады Украины и их персонального состава применяется квотный подход. Квоты распределения должностей председателей комитетов, первых заместителей, заместителей председателей, секретарей и членов комитетов определяются пропорционально от количественного состава депутатских фракций (депутатских групп) к фактической численности народных депутатов в порядке, установленном Верховной Радой. Учет квот пропорционального представительства депутатских фракций в комитетах осуществляет комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента.

Список кандидатур на должности председателей, первых заместителей, заместителей и секретарей комитетов по одной кандидатуре на каждую должность по представлению депутатских фракций приветствуется Согласительным советом. Этот список должен содержать названия всех комитетов; фамилии, имена и отчества соответствующих кандидатов на должность; названия депутатских фракций, которые предложили подходящих кандидатов на должность согласно расчетной квоте. Председатели комитетов, первые заместители и заместители председателей и секретари комитетов избираются по списку в целом без обсуждения на пленарном заседании, путем открытого поименного голосования. При этом персональный состав всех комитетов Верховной Рады Украины нового созыва определяется одновременно путем принятия соответствующего постановления Верховной Рады Украины.

Действующее законодательство устанавливает ограничения относительно кандидатов на выборные должности в комитетах. Так, председатели комитетов, первые заместители и заместители председателей и секретари комитетов не могут быть членами одной депутатской фракции (депутатской группы) и не могут быть одновременно председателями депутатских фракций (депутатских групп). В состав комитетов не могут быть избраны Председатель Верховной Рады Украины, его Первый заместитель и заместитель.

Персональный состав комитетов Верховной Рады Украины может быть изменена вследствие: 1) избрание нового члена комитета; 2) отзыва члена комитета; 3) избрания или отзыва председателя комитета, первого заместителя, заместителя председателя, секретаря комитета; 4) досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины, который входил в состав комитета. Соответствующие изменения осуществляются путем принятия постановления Верховной Рады Украины с учетом принципа пропорционального представительства в комитетах, депутатских фракций и определенных в соответствии с принципом квот.

Следующим, стержневым элементом конституционно-правового статуса комитетов Верховной Рады Украины их функции – основные направления и виды деятельности, а также права и обязанности по их реализации. Так, ч. 2 ст. 89 Конституции Украины устанавливает, что комитеты Верховной Рады Украины осуществляют законопроектную работу, готовят и предварительно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям Верховной Рады Украины. Закон Украины «О комитетах Верховной Рады Украины», Регламент Верховной Рады Украины детализируют приведенное конституционное положение и определяют функции, права и обязанности комитетов, а также процедурно процессуальные формы их реализации.

Согласно ст. 11 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины» соответствующие комитеты осуществляют следующие функции: 1) законопроектную; 2) организационную; 3) контрольную. Законопроектная функция комитетов заключается в разработке проектов законов, других актов Верховной Рады Украины; рассмотрении и подготовке заключений и предложений по законопроектам, внесенным субъектами законодательной инициативы на рассмотрение парламента; доработке по поручению Верховной Рады Украины отдельных законопроектов по результатам рассмотрения их в первом и последующих чтениях (за исключением принятых Верховной Радой Украины актов в целом); рассмотрении и подготовке заключений и предложений по проектам общегосударственных программ экономического, научно технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды, а также даче согласия на обязательность или денонсацию международных договоров Украины; обобщении замечаний и предложений, поступивших к законопроектам; внесении предложений относительно перспективного планирования законопроектной работы.

Для осуществления приведенных законодательных функций комитеты Верховной Рады Украины наделены правами разрабатывать по собственной инициативе законопроекты и проекты других актов Верховного Совета по вопросам, отнесенным к предметам ведения комитетов, с последующим внесением их на рассмотрение Верховной Рады Украины членами комитета по его решению; определять задачи по разработке законопроектов или их структурных частей по вопросам, отнесенных к предмету их ведения; опубликовывать по своему решению в СМИ проекты законов до внесения их на рассмотрение парламента; вносить предложения и поправки при рассмотрении на своем заседании проекта закона или иного акта Верховной Рады Украины; создавать рабочие группы и назначать их руководителей из числа членов комитета для подготовки актов парламента, вопросов, обсуждаемых на заседаниях комитетов, проектов решений, рекомендаций, выводов комитетов; обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, научных учреждений и организаций, объединений граждан с просьбой высказать предложения по проектам законов; инициировать заключение в пределах средств, предусмотренных в смете расходов на осуществление полномочий Верховной Рады Украины, договоров с научными учреждениями, учебными заведениями и специалистами на научно-информационный поиск, разработку, доработку и экспертизу законопроектов и др. При этом, осуществляя свою законодательную функцию, комитеты парламента обязаны: организовывать разработку проектов законов и других актов по поручению Верховной Рады Украины; рассматривать в порядке и в сроки, установленные Регламентом Верховной Рады Украины, проекты актов парламента и подавать их на рассмотрение Верховной Рады Украины; готовить заключения по проектам актов Верховной Рады Украины, внесенных субъектами права законодательной инициативы; дорабатывать проекты актов парламента по поручению Верховной Рады Украины по результатам рассмотрения их в первом и последующих чтениях и тому подобное.

Не менее важной дня обеспечение эффективной деятельности парламента является и организационная функция комитетов Верховной Рады Украины. Ее основными направлениями являются: планирование работы комитетов; проведение сбора и анализа информации по вопросам, относящимся к полномочиям комитетов, организации слушаний по этим вопросам; предварительное обсуждение согласно предметам ведения кандидатур должностных лиц, которых согласно Конституции Украины избирает, назначает, утверждает Верховная Рада Украины или дает согласие на их назначение, подготовка к рассмотрению парламентом соответствующих выводов относительно этих кандидатур; подготовка вопросов на рассмотрение Верховной Рады Украины в соответствии с предметами их ведения; участие в формировании повестки дня пленарных заседаний Верховной Рады Украины; принятие решений, предоставлении заключений, рекомендаций, разъяснений; рассмотрение обращений, поступивших в комитет в установленном порядке; участие в соответствии с предметами ведения в межпарламентской деятельности, взаимодействие с международными организациями; подготовка письменных отчетов об итогах своей деятельности и обеспечение ее освещения в средствах массовой информации.

Реализуя организационную функцию, комитеты Верховной Рады Украины наделены правами и обязанностями получать от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, их должностных лиц, а также изучать и исследовать информацию по вопросам, относящимся к их компетенции; готовить и рассматривать вопросы о назначении, освобождении, утверждении и предоставлении согласия на назначение должностных лиц Верховной Радой Украины; готовить заключения и другие материалы в пределах своей компетенции относительно назначения всеукраинского референдума по вопросу изменения территории Украины, выборов Президента Украины, внеочередных выборов в Верховную Раду Автономной Республики Крым, очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления; вносить предложения по повестке дня пленарных заседаний Верховной Рады Украины с вопросов, от внесенных к их компетенции; предоставление ответа на депутатские запросы, подготовка заключений и разъяснений относительно предложений, представленных в комитет в установленном порядке, и др.

Контрольная функция комитетов Верховной Рады Украины заключается в: анализе практики применения законодательных актов в деятельности государственных органов, их должностных лиц по вопросам, отнесенным к предметам ведения комитетов, подготовке и представлении соответствующих выводов и рекомендаций на рассмотрение парламента; участии по поручению Верховной Рады Украины в проведении «Дня правительства Украины»; контроле за выполнением государственного бюджета Украины в части, отнесенной к предмету ведения конкретного комитета, с целью обеспечения целесообразности, экономности и эффективности использования государственных средств; организации и подготовке по поручению Верховной Рады Украины парламентских слушаний, а также слушаний в комитетах; подготовке и представлении на рассмотрение Верховной Рады Украины запросов к Президенту Украины от комитета; взаимодействия со Счетной палатой и с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека; направлении материалов для соответствующего реагирования в пределах, установленных законом, органам Верховной Рады Украины, государственным органам, их должностным лицам и проч.

Относительно осуществления своих контрольных функций комитеты Верховной Рады Украины наделены широким кругом прав и обязанностей. Так, глава 3 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины» устанавливает, что комитеты парламента, осуществляя свои контрольные функции, анализируют практику применения законодательных актов в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц по вопросам, отнесенным к предметам их ведения; участвуют в подготовке вопросов на рассмотрение Верховной Рады Украины в связи с выполнением ею контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией Украины, в частности, в проведении «Дня Правительства Украины»; принимают участие в бюджетном процессе; направляют депутатские запросы к Президенту Украины и тому подобное.

Реализуя свои функции и полномочия, комитеты Верховной Рады Украины действуют согласно предмету своего ведения. Содержание предмета ведения каждого отдельно взятого комитета Верховной Рады Украины VI созыва определяется в документе «Предметы ведения комитетов Верховной Рады Украины шестого созыва и Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации», утвержденном Постановлением Верховной Рады Украины от 4 декабря 2007 г. № 4 VI «О перечне, количественном составе и предметах ведания комитетов Верховной Рады Украины шестого созыва».

Важным элементом конституционно-правового статуса комитетов Верховной Рады Украины является их внутреннее построение. Основными структурными элементами комитетов парламента являются следующие должностные лица и органы комитетов: председатель комитета, первый заместитель и заместители председателя комитета, секретарь комитета, председатели подкомитетов, члены комитета, подкомитеты и рабочие группы комитета. их полномочия определяет раздел IV Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины». Например, председатель комитета уполномочен вносить предложения на заседание комитета по распределению обязанностей между первым заместителем, заместителем (заместителями) председателя комитета; обеспечивать составление плана работы комитета и выполнения плана графика работ над законопроектами и проектами иных актов Верховной Рады Украины, в отношении которых комитет определен главным; председательствует на заседаниях комитета и тому подобное.

Комитеты Верховной Рады Украины реализуют свои функции, права и обязанности в законодательно установленных организационно-правовых формах. Основными формами работы комитетов являются: открытые или закрытые заседания и слушания в комитетах. Кроме того, комитеты могут организовывать «круглые столы», конференции и другие организационно правовые меры.

Основной организационной формой работы комитетов парламента являются заседания, которые являются правомочными, если на них присутствуют более половины членов комитета. Заседание парламентского комитета созывает его председатель на основании утвержденного комитетом плана работы, поручения Верховной Рады Украины, ее Председателя или по собственной инициативе. Заседания комитетов проводятся открыто и гласно, кроме случаев, когда по решению комитета проводится закрытое заседание, на котором присутствуют предупреждаются о нераспространении информации с ограниченным доступом и об ответственности согласно закону. Голосование на заседании комитета осуществляется членами комитета лично и открыто, кроме тайного голосования путем подачи бюллетеней в установленных законом случаях.

Законодательством также предусмотрена такая форма работы комитетов Верховной Рады Украины, как их совместные заседания, которые созываются по инициативе комитетов или по поручению парламента. Председательствует на совместном заседании комитетов один из председателей этих комитетов или по поручению парламента или председателя парламента, Председатель Верховной Рады Украины или его заместители. Голосование по обсуждаемым на совместном заседании комитетов вопросов проводятся отдельно каждым комитетом.

По результатам рассмотрения вопросов на заседаниях комитетов большинством голосов присутствующих принимаются следующие акты: 1) решения – по организационным вопросам; 2) выводы, в случаях предусмотренных действующим законодательством, и 3) рекомендации – относительно контрольной деятельности комитетов и относительно лиц, которые предлагаются для избрания, назначения, дачи согласия на назначение или освобождение Верховной Радой Украины, а также относительно результатов слушаний в комитетах. Решения, выводы и рекомендации комитетов состоят из мотивировочной и регулятивной частей. Порядок оформления актов комитетов парламента и протоколов заседаний комитетов подробно нормирован в Законе Украины «О комитетах Верховной Рады Украины» и Регламенте Верховной Рады Украины.

Комитеты Верховной Рады Украины информируют общественность о своей деятельности через официальный веб-сайт Верховной Рады Украины, в газете «Голос Украины» и других СМИ.

Организационное, правовое, научное, информационное, документальное и материально техническое обеспечение деятельности комитетов осуществляется аппаратом Верховной Рады Украины.

Часть 3 комментируемой статьи Основного Закона устанавливает, что Верховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, а также для подготовки и доработки проектов законов, других актов Верховной Рады Украины на правах головного комитета, если предмет правового регулирования таких проектов не относится к предметам ведения комитетов, образованных Верховной Радой Украины. Вопрос о создании временной специальной комиссии включается отдельным пунктом в повестку дня сессии Верховной Рады Украины.

Временная специальная комиссия образуется из числа народных депутатов Украины, которые дали на это согласие, с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций. Образования соответствующей комиссии утверждается постановлением Верховной Рады Украины с указанием названия временной специальной комиссии; цели, задачи и круг вопросов, для подготовки и предварительного рассмотрения которых образуется временная специальная комиссия; количественного и персонального состава этой комиссии, срока ее деятельности.

Председателем временной специальной комиссии не может быть председатель парламентского комитета. Народный депутат Украины, с разрешения своей депутатской фракции, может одновременно быть членом временной специальной комиссии и членом парламентского комитета. Председатель временной специальной комиссии, заместитель председателя и секретарь комиссии не могут принадлежать к одной депутатской фракции. Секретарь временной специальной комиссии избирается на первом заседании комиссии из числа ее членов.

Временная специальная комиссия образуется на определенное время, который не может превышать одного года со дня ее образования. В определенный срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня ее образования, временная специальная комиссия подает Верховной Раде Украины письменный отчет о проделанной работе, а также подготовленные народными депутатами – членами этой комиссии соответствующие проекты актов парламента и другие материалы. После обсуждения результатов работы временной специальной комиссии в соответствующих комитетах и на пленарном заседании Верховная Рада Украины принимает решение о завершении работы такой комиссии или ее продолжения на определенный срок.

Примером соответствующей комиссии является Временная специальная комиссия Верховной Рады Украины (с правами главного Комитета Верховной Рады Украины) для подготовки предложений по изменениям действующего законодательства в связи с принятием Конституционным Судом Украины Решения относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 г., созданная Постановлением Верховной Рады Украины от 6 октября 2010 г. № 2585 VI.

Часть 4 комментируемой статьи Конституции Украины определяет полномочия Верховной Рады Украины относительно проведения расследований по вопросам, представляющим общественный интерес, и создание временных следственных комиссий, если за это проголосовала не менее чем одна треть от конституционного состава Верховной Рады Украины. Сегодня в Верховной Раде Украины VI созыва действуют Временная следственная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам расследования обстоятельств и причин современного состояния дел в системе кредитной кооперации, Временная следственная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам расследования законности принятия решений Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания относительно проведения конкурсов и установления победителей конкурсов на получение (переоформление) лицензий на вещание с использованием соответствующих частот в 2005-2010 годах, Временная следственная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам расследования случаев цензуры в средствах массовой информации, давления на свободу слова в Украине и препятствования законной профессиональной деятельности журналистов и др.

Кроме того, согласно ст. 111 Конституции Украины для проведения расследования в порядке нарушения Верховной Радой Украины процедуры импичмента Президенту Украины образуются специальные временные следственные комиссии. их полномочность, состав и порядок деятельности определяются Конституцией и законами Украины.

Порядок образования временных следственных комиссий в целом является аналогичным порядку создания временных специальных комиссий, за исключением некоторых особенностей. Так, в состав временной следственной комиссии не может входить народный депутат Украины, который: является родственником или свояком должностного, служебного лица, которая работает в государственном органе, органе местного самоуправления, на предприятии, в учреждении или организации, или лицо, которое входит в руководящий орган объединения граждан, в отношении которых согласно заданию должно проводиться расследование временной следственной комиссией, или должностного, служебного лица, в отношении которого должно проводиться указанное расследование; имеет самостоятельные или через членов семьи имущественные гражданско правовые интересы в государственном органе, органе местного самоуправления, на предприятии, в учреждении или организации, объединении граждан, в отношении которых согласно заданию должно проводиться расследование временной следственной комиссией; был или является участником судебного процесса, в котором участниками были или есть государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение или организация, их должностные и служебные лица, а также объединения граждан, отдельные граждане, в отношении которых согласно заданию должно проводиться расследование временной следственной комиссией; до обретения полномочий народного депутата Украины принимал участие в ревизии, аудиторской или иной проверке, результаты которой стали основанием для создания временной следственной комиссии.

Результаты расследования временная следственная комиссия излагает в письменном отчете, который должен содержать выводы и предложения о: 1) факты и обстоятельства, которые стали основанием для проведения расследования; 2) сведения или обстоятельства, установленные временной следственной комиссией, и доказательства, которыми это подтверждается; 3) сведения и обстоятельства, не подтвердились; 4) факты и обстоятельства, которые не были проверены, и причины этого. В предложениях временной следственной комиссии, изложенных в проекте постановления или иного акта парламента, указывается, каким образом должны быть использованы ее выводы в случае принятия Верховной Радой Украины решения относительно них.

По результатам рассмотрения заключений и предложений временной следственной комиссии Верховная Рада Украины полномочна принять решение о: 1) принятии к сведению заключений и предложений временной следственной комиссии; 2) прекращения полномочий временной следственной комиссии; 3) продолжение работы временной следственной комиссии на определенный парламентом время, но не более одного года со дня ее образования. К тому же Верховная Рада Украины при необходимости решает вопрос о: направление материалов временной следственной комиссии в Генеральную прокуратуру Украины для их изучения и соответствующего реагирования; направление выводов временной следственной комиссии Президенту Украины, Премьер министру Украины, а также направление таких заключений для реагирования от повідному органа государственной власти и органа местного самоуправления или должностному лицу; публикации выводов временной следственной комиссии в газете «Голос Украины».

Вместе с тем комментируемая статья Основного Закона в ч. 5 содержит оговорку о том, что выводы и предложения временных следственных комиссий не являются решающими для следствия и суда. Это положение согласуется с содержанием частей 1 и 3 ст. 124 Конституции Украины о том, что правосудие в Украине осуществляется исключительно судами – Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции – и делегирования этих функций, или же их присвоения другими органами или должностными лицами не допускается.

Часть 6 ст. 89 Основного Закона устанавливает, что организация и порядок деятельности временных специальных и временных следственных комиссий должны быть урегулированы законом, что коррелируется и с п. 21 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины. Сегодня это конституционное предписание реализован частично, и правовой статус соответствующих комиссий парламента нормируется в Регламенте Верховной Рады Украины, при отсутствии специальных законов о временные специальные и временные следственные комиссии.

Другой комментарий к статье 89 Конституции Украины

Статья регламентирует вопросы, связанные с определением внутренней организации Верховной Рады.

Для осуществления подготовки проектов законов, подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, отнесенных к полномочиям Верховной Рады, образуются комитеты Верховной Рады Украины, которые работают постоянно. их перечень утверждается, а председатели избираются Верховной Радой. В случае необходимости для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, входящих в полномочия Верховной Рады Украины, но имеют временный характер или не попадают в круг вопросов, подлежащих рассмотрению в уже существующих комитетах, Верховная Рада может создавать временные специальные комиссии.

Для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес. Верховная Рада может создавать временные следственные комиссии. Чтобы такая следственная комиссия была создана, необходимо, чтобы за это проголосовало не менее 150 депутатов (треть конституционного состава Верховной Рады). Следует иметь в виду, поскольку такие комиссии не входят в систему органов правосудия Украины (см. комментарий к г. VIII этой Конституции), их выводы и предложения не являются решающими для следственных органов и суда. Поэтому можно считать, что указанные выводы и предложения имеют чисто моральное значение. Следует подчеркнуть, что даже в этом частном случае законодатель последовательно и уверенно придерживается принципа независимости судебной ветви власти, подчинение судей при осуществлении правосудия только закону.

Конституция не закрепляет конкретный порядок организации и деятельности комитетов Верховной Рады, ее временных специальных и следственных комиссий, а возлагает решение этих вопросов на соответствующее законодательство, которое должно быть создано в развитие приведенных выше положений.

В пользу приведенных конституционных положений свидетельствует международная конституционная практика. Ведь аналогичные нормы содержатся в конституциях подавляющего большинства современных государств.