Новая редакция ст. 83 Конституции Украины с Комментариями.
Очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года.
Внеочередные сессии Верховной Рады Украины, с указанием повестки дня, созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию Президента Украины или по требованию не менее трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.
В случае объявления указа Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях Верховная Рада Украины собирается на заседание в двухдневный срок без созыва.
В случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения.
Порядок работы Верховной Рады Украины устанавливается Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.
В Верховной Раде Украины по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины формируется в течение одного месяца со дня открытия первого заседания Верховной Рады Украины, которое проводится после очередных или внеочередных выборов Верховной Рады Украины, или в течение месяца со дня прекращения деятельности коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины.
Коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины в соответствии с настоящей Конституцией вносит предложения Президенту Украины по кандидатуре Премьер-министра Украины, а также в соответствии с настоящей Конституцией вносит предложения по кандидатурам в состав Кабинета Министров Украины.
Основы формирования, организации деятельности и прекращения деятельности коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины устанавливаются Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.
Депутатская фракция в Верховной Раде Украины, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, имеет права коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины, предусмотренные настоящей Конституцией.
Комментарий к ст. 83 Конституции Украины
Конституция Украины закрепляет проведение нескольких видов сессий (первая сессия, очередная сессия, внеочередная сессия, внеочередная сессия в случае введения военного или чрезвычайного состояния в Украине), порядок созыва которых для каждого свой.
Комментируемая статья выделяет три из них: как наиболее типичные для работы Верховной Рады Украины – очередные и внеочередные и сессию, на которую созываются народные депутаты Украины в случае введения военного или чрезвычайного положения.
Конституция Украины ввела институт очередных сессий работы парламента для обеспечения постоянного, непрерывного характера его работы в условиях, когда народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе (ст. 78), а непосредственно осуществляют законотворческую работу (обсуждают и голосуют за конкретные законопроекты) на их периодических собраниях.
Правовые нормы, содержащиеся в ст. 83 Конституции Украины, направленные на обеспечение эффективного функционирования Верховной Рады Украины, главным полномочиям которой как единого органа законодательной власти в государстве является законотворческая деятельность. Эти нормы, наряду с некоторыми другими конституционными положениями, определяющими постоянно действующий характер деятельности парламента. Они направлены на гарантирование недопущения отклонений относительно календарных сроков начала очередных сессий Верховной Рады, возможного неправомерного попытка нарушения этих сроков, от кого бы они не выходили или в обычных, или даже в чрезвычайных ситуациях.
В Основном Законе определено, что очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года. В связи с такой конституционной определенностью начала работы парламента очередные сессии не созываются. Для общенационального органа, которым является Верховная Рада Украины, установление в Конституции единых сроков начала работы ее очередных сессий, кроме гарантий от произвольного определения подобных сроков, содержат также и рациональные установления, направленные на соблюдение необходимого порядка в работе украинского парламента, обеспечение согласованности его деятельности с работой различных государственных органов, осуществления каких-либо государственных мероприятий, планирование своей деятельности.
Если начало очередной сессии Верховной Рады Украины жестко регламентируется Основным Законом, то ее завершение зависит от решения Верховной Рады Украины. Парламент может принимать решение о разных сроках ее завершения. При этом он должен принимать во внимание, решены те вопросы, которые планировалось рассмотреть на очередной сессии, чтобы межсессионные каникулы длились разумный период (согласно Регламенту они могут длиться не больше 45 дней и не менее 10 дней до начала следующей сессии). Практика завершения сессий показывает, что осенняя сессия парламента длится до середины – конца января следующего года, а весенняя – до половины июля – начала августа. Вопрос продления и завершения очередной сессии относится к полномочиям Верховной Рады Украины.
Начало очередной сессии парламента не требует ни специального решения Верховной Рады или решение ее Председателя, ни специальной процедуры созыва народных депутатов Украины. На определение даты начала очередной сессии влияет объем планируемой и выполненной работы, неотложность вопросов, которые должен решить парламент, и другие обстоятельства.
Не позднее чем за три дня до начала очередной сессии парламента соответствующая информация должна быть опубликована в газете «Голос Украины». Вместе с тем на аппарат Верховной Рады Украины возложена обязанность прислать всем народным депутатам Украины, согласно сроку, определенному Регламентом Верховной Рады Украины, информацию о дате и времени начала очередной сессии, места и время регистрации народных депутатов.
В статье 83 Конституции говорится также о созыве внеочередных (чрезвычайных) сессий Верховной Рады Украины. Они созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию не менее трети народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, то есть не менее ста пятидесяти народных избранников, или по требованию Президента Украины. При этом обязательно указывается повестка дня созываемой сессии.
Основной Закон Украины не перечисляет оснований, по которым уполномоченные на то субъекты могут требовать созыва внеочередной сессии. Следовательно, этот вопрос возложен на усмотрение самих субъектов. Вместе с тем то, что этим правом могут воспользоваться только Президент Украины и сто пятьдесят народных депутатов Украины, ставит определенные преграды для созыва внеочередных сессий со слабо аргументированных, мелочных, государственно незначительных вопросов. Дополнительной преградой для созыва немотивированных внеочередных сессий является требование аргументировать инициаторами ее созыва свое предложение, подписать ее (при этом подписи инициаторов не могут быть отозваны). Требования к субъектов созыва внеочередной сессии должны быть добавлены на усмотрение инициаторов проекты законов, постановлений, которые следует рассмотреть на сессии. Такие документы будут служить основанием для определения мотивированности инициативы. Изменение позиции субъектов инициативе созыва внеочередной сессии (заявления об отзыве подписи или отказ от своей инициативы Президента Украины) не будут влиять на созыв внеочередной сессии. Право на созыв внеочередной сессии не только важное средство повышения эффективности управления в государстве, но и возможность оппозиции акцентировать внимание общества на неотложность решения определенных проблем общегосударственного значения.
Согласно Регламенту Верховной Рады Украины внеочередная сессия парламента должна быть созвана не позднее чем в семидневный срок после дня поступления требования о ее созыве. На Председателя Верховной Рады Украины возложена обязанность издать распоряжение о созыве внеочередной сессии, которое должно быть опубликовано в газете «Голос Украины» не позднее чем за три дня до ее открытия. В распоряжении указываются вопросы, которые должны быть рассмотрены на следующей сессии. Четко определен порядок созыва внеочередной сессии связан с ее характером и, как правило, непродолжительностью проведения.
Если внеочередная сессия проводится в связи с объявлением указа Президента Украины о введении военного или чрезвычайного состояния в Украине или в определенной части территории государства, народные депутаты Украины должны собраться на заседание не позднее чем в двухдневный срок после объявления указа без созыва. Это конституционное положение является нормой прямого действия и не требует дополнительных организационно-правовых мер для открытия такой сессии. Проведение такой сессии связано с полномочиями Верховной Рады Украины относительно утверждения в течение двух дней с момента обращения Президента Украины указов о введении военного или чрезвычайного состояния в Украине или в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации (п. 31 ст. 85 Конституции Украины).
Если заседание Верховной Рады будет проходить вне официального зала заседаний, об этом должно быть сообщено каждому народному депутату с указанием адреса проведения парламентских собраний. В таком случае сессия Верховной Рады собирается в двухдневный срок, когда военное или чрезвычайное положение объявляется на всей территории Украины, а не только в отдельных ее местностях.
Учитывая экстремальность ситуации, в связи с которым издаются указы Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения в государстве, понятно, что порядок реализации таких экстраординарных полномочий должен быть урегулирован на уровне закона. В основных законодательных актов, регламентирующих действия должностных лиц в таких случаях, кроме Конституции Украины и Регламента Верховной Рады Украины, следует отнести Закон Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» и Закон Украины «О правовом режиме военного положения».
Как в случае введения военного положения, так и в случае объявления чрезвычайного положения на руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности возложена обязанность способствовать народным депутатам Украины прибытию в двухдневный срок на заседание Верховной Рады Украины и осуществлению ими своих полномочий во время заседания. На Председателя Верховной Рады Украины, а в случае его отсутствия – на Первого заместителя или заместителя Председателя Верховной Рады Украины, который исполняет обязанности Председателя Верховной Рады Украины, возлагается обязанность определить место и время проведения заседания парламента, что народные депутаты должны быть срочно проинформированы.
Если действие военного или чрезвычайного состояния совпала с окончанием установленного срока деятельности Верховной Рады данного созыва, его полномочия без принятия специального решения продолжается до дня заседания первой сессии Верховной Рады Украины новоизбранного парламента после отмены военного или чрезвычайного состояния.
Поскольку во время действия военного или чрезвычайного положения выборы в Верховную Раду Украины не могут проводиться, то срок ее деятельности продлевается на время выборов после действия чрезвычайного и военного положения и в первой сессии новоизбранного парламента.
Другой комментарий к статье 83 Конституции Украины
Конституция Украины четко определяет день начала очередных сессий Верховной Рады Украины – первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года. Такое правило дисциплинирует парламент, упорядочивает его деятельность, отношения с другими органами власти, освобождая народных депутатов от необходимости принимать специальные решения по данному вопросу.
Внеочередные сессии Верховной Рады созываются по требованию не менее чем 150 народных депутатов Украины или по требованию Президента Украины. При этом требование о созыве внеочередной сессии Верховной Рады должна сопровождаться указанием повестки дня внеочередной сессии. Обязанность созыва внеочередных сессий возлагается Конституцией на Главу Верховной Рады Украины. При обычных обстоятельствах внеочередная сессия Верховной Рады созывается в срок, не превышающий десяти дней после поступления требования о созыве внеочередной сессии.
Распоряжение Председателя Верховной Рады Украины о созыве внеочередной сессии должно публиковаться в печатном органе Верховной Рады не позднее чем за три дня до ее открытия с указанием вопросов, которые предложены к рассмотрению инициаторами проведения внеочередной сессии.
В случае принятия Президентом Украины решения о введении в Украине военного или чрезвычайного положения (согласно п. п. 20 и 21 ст. 106 Конституции) Верховная Рада собирается на внеочередную сессию в двухдневный срок с момента издания Президентом указа по указанным вопросам, без официального созыва. В этом случае народные депутаты должны быть лишь уведомлены о месте проведения пленарных заседаний, если они будут проходить не в зале заседаний Верховной Рады, а в другом помещении. Конституция предусматривает, что данное правило распространяется лишь на случаи введения военного или чрезвычайного положения на всей территории Украины, а не в отдельных ее местностях. Следует, однако, обратить внимание на то, что Верховная Рада в соответствии с п.31 ст. 85 Конституции обязана рассмотреть указы Президента о введении военного или чрезвычайного состояния в Украине, так и в отдельных ее местностях, в течение двух дней с момента обращения Президента к Верховной Раде. Верховная Рада может утвердить указ Президента о введении военного или чрезвычайного положения и предусмотренные им меры полностью или в части, либо отклонить его. В последнем случае такой указ теряет силу.
В случае окончания срока полномочий Верховной Рады во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады, полномочный состав которой избрано после отмены военного или чрезвычайного состояния. Принятия специального решения о продлении полномочий Верховной Рады в этом случае Конституцией не предусматривается. Из сказанного следует также, что во время действия военного или чрезвычайного положения на территории Украины выборы народных депутатов Украины не проводятся.