Новая редакция ст. 60 Конституции Украины с Комментариями.
Никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы.
За отдачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность.
Комментарий к ст. 60 Конституции Украины
Согласно общих правил в сфере управления лицо, находящееся в условиях подчиненности другому лицу (например, военнослужащий, работник или служащий предприятия, учреждения или организации), а также лицо, которое хотя и не находится в отношениях подчиненности, однако согласно закону обязана подчиняться законным требованиям, в том числе представителей власти, имеет юридическую обязанность выполнять обращенные к нему законные приказы или распоряжения.
Термины «приказ» и «распоряжение» фактически являются синонимами. Кроме того, признано, что термин «приказ» является родовым относительно других актов управления. Приказ – распоряжение) – это акт управления, выданный уполномоченным служебным лицом, который приписывает определенному лицу (группе лиц) совершить обязательное для него (них) определенное действие или бездействие.
По своему юридическому содержанию приказ (распоряжение) может быть законным или незаконным, в том числе преступным.
Согласно ч. 2 ст. 41 УК Украины «приказ или распоряжение являются законными, если они отданы соответствующим лицом в надлежащем порядке и в пределах его полномочий и по содержанию не противоречат действующему законодательству и не связаны с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина». Подчинена лицо обязано выполнить законный приказ (распоряжение), даже если это связано с причинением вреда правоохраняемым интересам. Так, в соответствии с ч. 1 в. 41 УК Украины «действие или бездействие лица, причинившего вред правоохраняемым интересам, признается правомерным, если оно было совершено с целью выполнения законного приказа или распоряжения».
Невыполнение лицом обязанности подчиняться законному приказу или распоряжению признается правонарушением, что влечет привлечение этого лица к юридической ответственности. В частности, ст. 402 УК Украины предусматривает уголовную ответственность военнослужащего за неповиновение, то есть открытый отказ выполнить приказ начальника, а также иное умышленное неисполнение приказа, а ст. 403 УК Украины – за неосторожное неисполнение приказа начальника, если оно повлекло тяжкие последствия.
Часть 1 ст. 62 Конституции Украины предусматривает исключение из общего правила, выполнять приказы и распоряжения, а именно: любое лицо не имеет юридической обязанности выполнять адресован ей явно преступный приказ или распоряжение. Это означает, что отказ лица от выполнения такого приказа или распоряжения или невыполнение его другим образом не признается правонарушением и соответственно имеет своим правовым последствием исключения юридической ответственности за невыполнение преступного распоряжения или приказа. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УК Украины не подлежит уголовной ответственности лицо, отказавшееся выполнять явно преступный приказ или распоряжение».
Институт исключения (освобождения) от уголовной ответственности за невыполнение преступного приказа или распоряжения сначала нашел свое отражение в практике международных уголовных судов и трибуналов. Так, в принципах Нюрнбергского процесса, были сформулированы Комиссией международного права ООН, говорится, что «исполнение приказа правительства или начальника не освобождает от ответственности… если фактически был возможен сознательный выбор». Если исполнитель не мог сознательно выбрать линию своего поведения, он подлежит освобождению от ответственности. Согласно ст. 33 Римского статута Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. основанием для освобождения исполнителя приказа от уголовной ответственности является наличие следующих обстоятельств: а) юридическая обязанность лица исполнять приказы правительства и начальника; б) отсутствие явного осознания исполнителем незаконности приказа и очевидно незаконного характера самого приказа; при этом очевидно незаконными признаются приказы об осуществлении акта геноцида или преступления против безопасности человечества.
Таким образом, в международном и национальном уголовном праве действует концепция «умных штыков»: подчиненные должны оценивать законность (незаконность) приказа или распоряжения начальника и подлежат ответственности за выполнение явно преступных для них приказов или распоряжений.
Явно преступным признается такой приказ (распоряжение), которым заведомо для лица, которому он адресован, предписывается совершить предусмотренное УК Украины общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие) или такое деяние, которое признается преступлением согласно общим принципам права, признанным цивилизованными нациями (ч. 2 ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод).
Преступный содержание приказа (распоряжения) должен быть очевидным, явным для лица, которому он адресован.
Часть 2 ст. 60 Конституции Украины предусматривает, что за отдачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность, то есть юридической ответственности подлежит как лицо, отдавшее преступный приказ (распоряжение), так и лицо, которая его выполнила.
Эти положения Конституции нашли свое развитие в частях 4 и 5 ст. 41 УК Украины: «лицо, которое выполнило явно преступный приказ или распоряжение, за деяния, совершенные с целью выполнения такого приказа или распоряжения, подлежит уголовной ответственности на общих основаниях. Если лицо не осознавало и не могло осознавать преступного характера приказа или распоряжения, то за деяние, совершенное с целью выполнения такого приказа или распоряжения, ответственности подлежит только лицо, отдавшее преступный приказ или распоряжение». Таким образом, лицо, выдавшее преступный приказ или распоряжение, всегда подлежит уголовной ответственности за такое деяние. Так, служебное лицо, отдавшее явно преступный приказ (распоряжение), подлежит уголовной ответственности за злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364 УК) и за подстрекательство (організаторство) к совершению преступления, предусмотренного в приказе (распоряжении).
В то же время уголовная ответственность лица, которое выполнило явно преступный приказ (распоряжение), зависит от того, осознавала она его преступный характер.
Если, исходя из произведенной оценки, для лица было очевидно, что приказ является преступным, но она, однако, выполнила такой приказ (распоряжение), то такое лицо подлежит уголовной ответственности за совершенное преступление на общих основаниях как исполнитель преступления. При этом совершение преступления во исполнение такого приказа (распоряжения) является обстоятельством, смягчающим ее наказание (п. 6 ч. 1 ст. 66 УК Украины).
Вместе с тем лицо, получившее преступный приказ (распоряжение) , может и не осознавать его преступного характера. Однако если она должна была и по обстоятельствам дела могло это осознавать, то совершенное им деяние рассматривается как неосторожное преступление, если, конечно, такое неосторожное причинение вреда предусмотрено в УК как преступление.
Наконец, если лицо не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать преступного характера приказа или распоряжения, то за деяние, совершенное с целью выполнения такого приказа или распоряжение, уголовной ответственности подлежит только лицо, отдавшее преступный приказ или распоряжение (ч. 5 ст. 41 УК Украины). В этом случае лицо, выполнившее приказ (распоряжение), является своеобразным орудием в руках того, кто отдал преступный приказ (распоряжение). Последний подлежит уголовной ответственности как исполнитель того умышленного преступления, совершение которого предусматривалось в приказе и который он совершил «руками» невиновного «исполнителя».
Другой комментарий к статье 60 Конституции Украины
В соответствии с действующим законодательством издание распоряжений и приказов является одной из форм реализации И властных полномочий должностных лиц. Ими являются – лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняют такие обязанности за специальным полномочием.
Распоряжение – это правовой акт. который имеет властный характер и выдается в пределах полномочий, предоставленных должностному лицу или государственному органу. Приказ представляет собой правовой акт управления, который выдается на основе действующего законодательства и актов вышестоящих органов соответствующими руководителями министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций. Эти акты могут иметь индивидуальный или нормативный характер.
Распоряжения и приказы должны быть законными, четкими, понятными и выполняться беспрекословно, точно и в срок. Они являются обязательными для исполнения физическими и юридическими лицами, которым эти приказы или распоряжения непосредственно адресованы. Невыполнение правомерного распоряжения или приказа влечет за собой определенный вид юридической ответственности.
В случае, когда отданы распоряжения или приказы противоречат действующему законодательству, они должны быть немедленно приведены в соответствие до последнего или отменены лицом, что их отдала, или вышестоящим должностным лицом. Это положение касается также и явно преступных распоряжений и приказов, то есть таких правовых актов, действие которых направлено на совершение преступления. При этом лицо, что их отдает, а также лицо, которое их выполняет, должны осознавать преступный характер этих правовых актов.
Никто не имеет права принуждать человека выполнять явно преступные распоряжения или приказы, и никто не обязан их реализовывать. Например, согласно п. 10 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Украинской ССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июля 1991 г., в случае получения неправомерного приказа подчиненный обязан немедленно доложить о неправомерности приказа лицу, его отдала. В случае подтверждения приказа – не выполнять его, а доложить старшему прямому начальнику.
За отдачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа в зависимости от характера совершенного правонарушения и его последствий виновное лицо может быть привлечено к тому или иному виду юридической ответственности в соответствии с действующим законодательством.