Новая редакция ст. 22 Конституции Украины с Комментариями.
Права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими.
Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены.
При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.
Комментарий к ст. 22 Конституции Украины
Права и свободы человека и гражданина, закрепленные этой Конституцией, не являются исчерпывающими. Социально философским основанием данного предписания является представление о принципиальной неисчерпаемости развития, увеличение количества и расширение объема и свобод человека, необходимых для удовлетворения ее потребностей. Рост и разнообразие человеческих потребностей – социальная закономерность, подтвержденная всей историей человечества. Эта закономерность как раз и является объективной основой неисчерпаемости прав и свобод человека. Неисчерпаемость прав и свобод не следует отождествлять с неограниченными возможностями их использования. Последнее положение разъясняется в комментариях к статьям 21, 64 Конституции.
Данное предписание фиксирует «открытость» перечня конституционных прав и свобод человека, свидетельствует о том, что они не исчерпываются лишь теми правами, которые закреплены в Конституции. Таким образом резервируется, предусматривается возможность дальнейшего расширения этого перечня, возникновения и государственного обеспечения в дальнейшем новых прав человека и гражданина. В этом заключается гуманистический пафос комментируемого положения.
Другой вывод из приведенного предписания заключается в том, что ряд прав и свобод человека может существовать и существует вне Конституции Украины.
Во первых, есть такие права и свободы человека, которые зафиксированы в таких международно-правовых актах, к которым Украина, возможно, пока не присоединилась.
Во вторых, существуют такие права и свободы человека, которые закреплены в определенных международных договорах, согласие на обязательность которых Украина дала (в частности, путем ратификации соответствующих международных соглашений), но в ее Конституции еще не отражены.
В третьих, существуют и впоследствии могут встретиться и такие права и свободы человека и гражданина, их закреплено в законах Украины или других нормативно правовых актах, хотя в Конституции они вообще не упоминаются.
В связи с этим приобретает особое, сугубо практическое значение такой вопрос: каждую из только что перечисленных групп прав и свобод человека и гражданина, которые не закреплены в Конституции Украины, следует считать непосредственно действующей, то есть защищаемой государством?
Как представляется, ответ на поставленный вопрос следует давать отдельно относительно правотворческих (прежде всего законодательных) органов и правоприменительных органов. Для первых из них все права и свободы, которые зафиксированы в всемирных и широко признанных региональных международно правовых актах, должны быть практически определяющими, «критериальными». Они составляют своеобразный ориентир « “указатель” для их деятельности. А для второй группы органов такого значения могут приобретать только конституционные права и свободы человека и гражданина. Последнее обстоятельство отражено, в частности, в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 1996 г. «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия».
Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. Гарантирования прав и свобод – это установление и использование (применение) их гарантий. Понятие таких гарантий разъяснялось в комментарии к ч. 2 ст. 3 Конституции. Отмена конституционных прав и свобод, которое запрещается в комментируемом предписании, – это их официальная (юридическая или фактическая) ликвидация, полное уничтожение. Отмена конституционных прав и свобод составляет худший разновидность их нарушения. Отдельная запрет относительно отмены именно конституционных прав и свобод человека (и гражданина) прямо предусмотрена в ч. 1 ст. 157 Конституции.
При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. В этом предписании Конституция впервые затрагивает чрезвычайно важной и сложной проблемы ограничения прав и свобод человека. Ведь такое ограничение является не чем иным, как сужением содержания и объема прав и свобод. Из изложенного понимания прав человека становится очевидным, что центральным, стержневым их элементом являются определенные возможности человека – возможности действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий для удовлетворения ее потребностей и интересов. Как известно из общей теории деятельности, последняя характеризуется определенными свойствами, чертами. К ним относятся: цель деятельности, предмет (объект) деятельности, условия деятельности, способы (формы) деятельности, средства деятельности, результаты деятельности и некоторые другие составляющие. Наиболее важными, определяющими среди них являются условия и средства деятельности, поскольку именно ими предопределяется реальность использования возможностей субъекта, то есть их осуществимость. Поэтому понятие содержания прав человека можно определить как условия и средства, представляющие возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его существования и развития. Следовательно, обозначенное понятие призвано отразить качественные показатели прав человека, относящихся к существенным признакам этого явления.
Количественные же показатели прав человека могут отражаться понятием объема прав человека. Известно, что количество – это определенность предмета, которая характеризует его множественность, величину, интенсивность, степень проявления того или иного свойства Объем, как и любая количество, определяется с помощью определенных единиц измерения (например, количество определенных возможных вариантов поведения, количество времени, количество благ, размер льгот и др.). Следовательно, объем прав человека – это их существенное свойство, которое отражается количественными показателями соответствующих возможностей, выраженных в определенных единицах измерения. Единицы измерения «количества«(объема) прав человека не могут быть универсальными, однозначными, однородными для всех и любых прав человека. Характер таких единиц измерения предопределяется, прежде всего, содержанием возможностей, которые отражены соответствующими правами, а также особенностями носителей (субъектов) права и спецификой объектов этих прав (то есть тех или иных благ). Например, объем права на свободу выбора вероисповедания может характеризоваться количеством вероисповеданий, конфессий, которые могут быть предметом такого выбора. Объем права получать высшее образование характеризуется, в частности, количеством высших учебных заведений, в которых можно ее получить, а также количеством специальностей, по которым готовят специалистов в этих заведениях.
Учитывая изложенное, можно считать, что сужение содержания прав и свобод – это уменьшение признаков, содержательных характеристик возможностей человека, которые отображаются соответствующими правами и свободами; а сужение их объема – это уменьшение сферы общественных отношений, в рамках которой может происходить осуществление человеком его прав и свобод (то есть уменьшение круга субъектов, размера территории, времени или любых других количественно измеряемых показателей использования прав и свобод). Следовательно, сужение содержания касается качественной характеристики соответствующего права, а сужение объема – его количественной характеристики.
Комментируемое положение принципиально запрещает законодателю ухудшать положение человека в обществе путем ограничения тех прав и свобод, которые уже закреплены в законах Украины. Относительно конституционных прав и свобод такой запрет оговорено специально (ч. 1 ст. 157).
Конституционное предписание, что комментируется, как и предыдущий, является ярким примером самоограничения государства в отношениях с гражданами в ходе воплощения им в жизнь одного из принципов правового государства. Однако его реализация не является беспроблемной. Сама Конституция Украины уже заложила возможность ограничения посредством закона многих прав человека при наличии определенных оснований (например, ч. 3 ст. 34, ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 36). Поэтому комментируемое положение следует понимать так, что в Конституции и в других законах) не могут быть введены новые основания правообмеження, кроме тех, которые уже конституционно закреплены.
При такой постановке вопроса если и не устраняется полностью возможность возникновения коллизий, то по крайней мере уменьшается ее вероятность. Но коллизии все же могут возникать: во-первых, в процессе приведения законодательства в соответствие к Конституции; во-вторых, при принятии законов по таким вопросам, которые ранее законами вообще не регулировались; и в третьих, при принятии других нормативно правовых актов по вопросам, которые пока законом не урегулированы. (Хотя относительно последнего случая следует иметь в виду требование Конституции о том, что права и свободы человека и гражданина, их гарантии определяются «исключительно законами Украины» (п. 1 ч. 1 ст. 92.) И исходя из общей направленности, с «духа» данного предписания, следует считать, что и в этих случаях ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть большими, чем те, которые уже установлены в действующих законах Украины.
Другой комментарий к статье 22 Конституции Украины
Конституция признает, что все права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в этой Конституции, не могут считаться исчерпывающими. Тем самым Конституцию можно и необходимо рассматривать как правовую базу для дальнейшего развития, расширения и совершенствования системы прав и свобод и усиления их конституционных и других законных гарантиях.
Важное значение имеет определение направления развития прав и свобод человека и гражданина. Конституция признает разницу между правами и свободами человека и правами и свободами гражданина, в то же время подтверждая их слитность. В Конституции закреплены как общечеловеческие права, так и права, присущие только гражданам Украины. В международном сообществе права человека охватываются сферой международного права, но через их утверждения и закрепления в Конституции они становятся нормами национального права.
Данная статья устанавливает конституционную гарантию существования определенного современного перечня прав и свобод человека, признанного как этой Конституции, так и международным правом. Причем подразумевается, что міжнародновизнаний перечень прав и свобод человека шире по содержанию, чем тот, который защищается этой Конституцией. Именно поэтому ч. 1 ст. 22 устанавливает правило, по которым права и свободы человека и гражданина, закріїїлені этой Конституцией, не являются исчерпывающими.
Если бы указанный выше правовая связь конституционного и международного права был основан на положении о примате международного права над внутренним, национальным законодательством, тогда международно признанный перечень прав и свобод человека, благодаря указанию о неисчерпаемости прежде всего конституционных прав и свобод, должен был бы действовать в Украине в полном объеме на основании международного права. Это положение, провозглашенное Декларацией о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г., в Конституции своего закрепления не нашло. Суверенная Украина, соблюдая общепризнанных принципов и норм международного права, установила своей Конституцией четкий порядок введения в действие этих норм на территории страны {ст. 9). Нормы международного права, в том числе и те, что касаются прав и свобод человека, становятся частью национального законодательства при условии предоставления согласия на обязательность международных договоров украинским парламентом. Такой порядок не исключает, а предполагает возможность как внесение изменений в Конституцию Украины, так и принятия ряда обычных законов, что соответствует и Конституции, и международным правовым нормам в гуманитарной сфере.
Конституция закрепляет принцип гарантированности конституционных прав и свобод, невозможность их отмены. Этот общий принцип конкретизирован через конституционное требование невозможности сужения содержания и объема существующих прав и свобод. Конституция категорически запрещает внесения в нее изменений, нарушающих права и свободы гражданина (ст. 15 7 Конституции). В случае представления в Верховную Раду законопроекта О внесении в Конституцию изменений, касающихся прав и свобод человека и гражданина, на Конституционный Суд Украины возлагается обязанность сделать вывод о конституционности такого законопроекта. При отсутствии положительного заключения Конституционного Суда законопроект отклоняется (ст. 159 Конституции).