Новая редакция ст. 127 Конституции Украины с Комментариями.
Правосудие осуществляют судьи. В определенных законом случаях правосудие осуществляется с участием присяжных.
Судья не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.
На должность судьи может быть назначен гражданин Украины не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентен, добродетельным и владеющий государственным языком. Законом могут быть предусмотрены дополнительные требования для назначения на должность судьи.
Для судей специализированных судов в соответствии с законом могут быть установлены иные требования к образованию и стажу профессиональной деятельности.
Комментарий к ст. 127 Конституции Украины
Правосудие является одной из функций судебной власти. В части 1 комментируемой статьи определен круг субъектов, которые могут быть привлечены к ее выполнению. В частности, основным субъектом, на которого возлагается обязанность осуществления правосудия, является профессиональный судья. В этой статье акцентируется на «профессиональной» форме исполнения служебных обязанностей по осуществлению правосудия, предусматривающей особые требования к образованию, опыту и других профессионально важных характеристик этого субъекта. Как указано в толковом словаре украинского языка, профессионализм – это овладение основами и глубинами какой-нибудь профессии (Большой толковый словарь современного украинского языка / сост, и голов, ред. В. Т. Бусел. – К.; Ирпень: ВТФ «Перун», 2002. – С. 62). Итак, понятие “профессиональный судья” аккумулирует качественно ценностный комплекс сочетания глубоких разносторонних знаний, умений, профессиональных судейских навыков, практического опыта, общечеловеческой культуры, что отражает степень самоорганизации лица, уровень его профессиональной деятельности, обеспечивает эффективность судебной системы и способствует росту ее авторитета. Уровень профессионализма судей зависит от внутренних факторов, детерминированных спецификой судейской профессии, и внешних факторов, вызванных политическими, экономическими, социальными и культурными условиями развития общества.
Требования, относящиеся к профессионализму судей, сегодня более высоки, чем раньше. Это обуславливается изменением: а) условий функционирования судов (например, вследствие законодательного прогресса) , б) содержания общественной роли суда, в) понимание природы правоприменительной функции суда. Вместе с тем профессионализм современных судей аккумулирует в себе противоречивые и неусталені моральные ценности, находится на конвенционном уровне своего формирования и развития, сопровождаемом нарушением профессиональных норм и ценностей и деформациями (коррупция, бюрократизм и т. п). Именно поэтому в интересах судебной системы, общества, государства в целом чтобы отбор кандидатов на должности судей и оценка соответствия судьи занимаемой должности осуществлялись единственным критерием – уровнем их профессионализма.
Кроме профессиональных судей, осуществления правосудия могут привлекаться также народные заседатели и присяжные, но «в определенных законом случаях». Это положение означает, во-первых, что круг субъектов, которым может быть предоставлено право осуществлять одну из функций судебной власти – правосудия, может быть расширено за счет народных заседателей и присяжных; во-вторых, это полномочия скорее является исключением, чем постоянной формой деятельности указанных лиц, поскольку отсутствует указание на их профессиональный характер. То есть для народных заседателей и присяжных отправления правосудия не является основной профессиональной деятельностью, отсюда – отсутствие особых требований к необходимой квалификации этих лиц; в-третьих, эти лица привлекаются к выполнению функций по отправлению правосудия в исключительных случаях, определенных законом. Следовательно, определение процессуальных и организационных вопросов обеспечение участия народных заседателей и присяжных в осуществлении одной из функций судебной власти является обязанностью законодателя. В частности, законом должны быть определены порядок отбора и привлечения в судебный процесс народных заседателей и присяжных, объем их полномочий, в случаях их обязательного привлечения к процедуре отправления правосудия.
Согласно Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» народные заседатели решают дела в составе суда вместе с судьей, обеспечивая согласно Конституции Украины непосредственное участие народа в осуществлении правосудия. Во время рассмотрения и решения дел пользуются полномочиями судьи, выполняя следующие обязанности: а) своевременно, справедливо и беспристрастно рассматривать и решать судебные дела в соответствии с законом с соблюдением принципов и правил судопроизводства; б) соблюдать правила судейской этики; в) проявлять уважение к участникам процесса; г) соблюдать присягу судьи; г) не разглашать сведения, которые составляют тайну, охраняемую законом, в том числе тайну совещательной комнаты и закрытого судебного заседания и тому подобное. На народных заседателей распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные законом, на время исполнения ими обязанностей по осуществлению правосудия. Привлечение народных заседателей возможно лишь в гражданский и уголовный процесс и исключительно в рассмотрение дела по существу (первая инстанция). Процессуальный закон устанавливает случаи, в которых народные заседатели могут быть привлечены к процедуре отправления правосудия. Так, в частности, в уголовный процесс могут быть вовлечены народные заседатели при рассмотрении дел о преступлениях, за которые законом предусмотрено назначение наказания в виде пожизненного лишения свободы (ч. 3 ст. 17 УПК Украины). В гражданский процесс привлекаются народные заседатели при рассмотрении дел о: а) ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица; б) признание физического лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим; в) усыновление; г) предоставление лицу психиатрической помощи в принудительном порядке; г) обязательной госпитализации в противотуберкулезное учреждение (ч. 4 ст. 234 ГПК Украины).
Институт присяжных для национальной судебной системы является новым. Поэтому перед законодателем встает достаточно сложная задача – нормативно обеспечить организацию работы суда присяжных. Ее основой может быть общепризнанный мировой подход к статусу и полномочиям присяжных, но, конечно, должны быть учтены национальные традиции, достижения отечественной науки в области процессуального и материального права, украинский менталитет, уровень правосознания общества и социально экономического развития государства в целом. Преимущество суда присяжных заключается в большей коллегиальности, независимости, демократизме, усилении состязательности процесса, гласности судебного разбирательства.
Часть 2 ст. 127 Конституции Украины посвящен требованиям несовместимости должности судьи с другими видами деятельности. В Европейской хартии о статусе судей (п. 4.2) отмечается, что наряду со служебной судья может свободно заниматься различными видами деятельности, в частности и теми, что выражают его права как гражданина. Однако эта свобода может (и должна) быть ограничена в той мере, в которой эти дополнительные виды деятельности несовместимы с доверием относительно беспристрастности и независимости судьи или с требованиями необходимости внимательно и в разумные сроки рассматривать дела. Отечественный законодатель, придерживаясь международных стандартов относительно несовместимости должности судьи, закрепил, что пребывание в должности судьи несовместимо с занятием должности в любом другом органе государственной власти, органе местного самоуправления и с представительским мандатом. Судья не имеет права совмещать свою деятельность с предпринимательской или адвокатской деятельностью, любой другой оплачиваемой работой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности), а также входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли. Судья также не может принадлежать к политической партии или профессионального союза, проявлять благосклонность к ним, участвовать в политических акциях, митингах, забастовках (ст. 53 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»). Таким образом, Конституцией и Законом Украины в отношении судьи, во-первых, ограничиваются политические права гражданина; во-вторых, ограничивается свобода избрания дополнительной трудовой деятельности; в третьих, приводится исчерпывающий перечень допускаемой дополнительной деятельности (преподавательская, научная, творческая). Предусмотрены ограничения направлены на сохранение гарантий независимости судей, повышения профессионализма судей и их преданности судейской профессии.
Следует отметить, что ограничение политических прав судей является необходимой мерой и связано с общественным менталитетом, который сложился в настоящее время. В условиях же развитого правового государства, гражданского общества свобода каждого носителя судебной власти от идейного или эмоционального давления обеспечивается в первую очередь верховенством права. Гарантиями независимого, беспристрастного отправления правосудия является высокий уровень профессионального правосознания судей, внутреннее восприятие ими правил состязательности судебного процесса.
Ограничение свободы выбора дополнительной трудовой деятельности направлено, во-первых, на обеспечение независимости и беспристрастности судьи; во-вторых, на создание условий надлежащего и добросовестного выполнения им своих основных профессиональных функций; в третьих, на предотвращение возможности использования им своего служебного положения в интересах другой работы. Такая конституционная запрет тем самым защищает репутацию судьи и авторитет судебной власти. Разрешение на занятие судьей научной, преподавательской или творческой деятельностью способствует повышению его профессионального мастерства, интеллектуального уровня, правовой осведомленности, обогащению специальных знаний, утверждению его статуса как специалиста высшей категории. Вместе с тем в законодательстве целесообразно предусмотреть критерии допустимости такой деятельности: она должна осуществляться только в свободное от основной работы время, не должна мешать выполнению профессиональных функций судьи, влиять на его независимость и беспристрастность и должна иметь характер дополнительной трудовой деятельности.
В частях 3-5 комментируемой статьи закреплены квалификационные требования к судьям. Так, ч. 3 устанавливает общие (минимальные) требования: обязательность гражданства Украины, возрастной (не моложе 25 лет) и образовательный (высшее юридическое образование) цензы, наличие опыта работы в отрасли права не менее как три года), проживание в Украине не менее десяти лет), владение государственным языком (украинским). Содержание понятий «высшее юридическое образование» и «стаж работы в отрасли права» растолковано в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей», в частности, под «высшим юридическим образованием» следует понимать высшее юридическое образование, полученное в Украине по образовательно квалификационному уровню специалиста или магистра, а также высшее юридическое образование по соответствующему образовательно-квалификационному уровню, полученное в иностранных государствах и признанное в Украине в установленном законом порядке; а «стажем работы в отрасли права – стаж работы лица по специальности после получения им высшего юридического образования по образовательно квалификационным уровнем не ниже специалиста (ст. 64).
Основным же требованием для занятия должности судьи является получение рекомендации квалификационной комиссии судей. Согласно Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей» соответствующую рекомендацию дает Высшая квалификационная комиссия судей по результатам мероприятий по конкурсному отбору на замещение вакантных должностей судьи (ст. 71). Рекомендация основывается на оценке соответствия претендента на должность объективным требованиям, установленных Конституцией Украины, и профессиональной пригодности каждого отдельного лица к исполнению полномочий профессионального судьи. Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» устанавливает, что не могут быть рекомендованы на должность судьи граждане: 1) признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными; 2) имеющие хронические психические или другие заболевания, препятствующие исполнению обязанностей судьи; 3) имеющие не снятую или не погашенную судимость (ст. 64).
В части 4 ст. 127 Конституции Украины предусмотрены условия для назначения на должности судей специализированных судов лиц, которые имеют профессиональную подготовку по вопросам юрисдикции этих судов. Это означает, что судьями в этих судах могут быть лица без высшего юридического образования. Но эти судьи имеют право отправлять правосудие только в составе коллегий судей, то есть предполагается, что судьи юристы должны превалировать в составе коллегии. Но механизм отбора и назначения на должности таких судей еще не создано. Отдельные наработки по этому вопросу заложены в Законе Украины «О судоустройстве» 2002 г., но на практике ни одного судью неюриста не был назначен (избран) на должность, а Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» 2010 г. это вопрос вообще оставил без внимания.
В части 5 комментируемой статьи установлено, что требования относительно стажа, возраста и профессионального уровня отдельных категорий судей предусмотрено законом. Руководствуясь предоставленным полномочиям, законодатель установил, например, в Законе Украины «О Конституционный Суд Украины» дополнительные (повышенные) квалификационные требования к судьям, в частности, судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг сорока лет, имеет высшее юридическое образование, стаж практической, научной или педагогической работы по специальности не менее десяти лет, владеет государственным языком и проживает в Украине в течение последних двадцати лет (ст. 16).
В части 6 комментируемой статьи установлено, что законодатель должен разработать механизм защиты профессиональных интересов судей. В Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» задача защиты профессиональных интересов судей возложена на органы судейского самоуправления – самостоятельное коллективное решение судьями вопросов, не связанных с отправлением правосудия. Как отмечается в ст. 113 упомянутого Закона, судейское самоуправление является одной из гарантий обеспечения самостоятельности судов и независимости судей. Деятельность органов судейского самоуправления должно способствовать созданию надлежащих организационных и других условий для обеспечения нормальной деятельности судов и судей, утверждать независимость суда, обеспечивать защиту судей от вмешательства в их деятельность, а также повышать уровень работы с кадрами в системе судов. Организационными формами судейского самоуправления является собрание судей, совет судей, конференции судей, съезд судей Украины.
Другой комментарий к статье 127 Конституции Украины
Одним из важных факторов эффективного осуществления правосудия является высокий профессиональный опыт судей, основу которого составляют основательная юридическая подготовка, развитость и гибкость логического мышления, владение навыками применения приобретенных знаний и норм законодательства. Эти качества судьи обеспечивают судебное рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел и принятия законных и обоснованных решений.
С целью обеспечения объективности в деятельности профессиональных судей, исключения любого побочного влияния на них в ч. 2 ст. 127 определен нормативный язык, согласно которому они не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, участвовать в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.
На должность судьи в соответствии с ч. 3 данной статьи (может быть рекомендован гражданин Украины, не младший двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеет государственным языком. Дополнительные требования а отдельных категорий судей (например областных и выровненных к ним судов, военных судов и тому подобное) должны определяться законом.
На сегодня согласно действующему Закону “О статусе судей” судьей Верховного Суда может быть гражданин Украины, достигший на день избрания 35 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет в том числе не менее пяти лет на должности судьи.
Необходимым условием для занятия должности судьи любого суда является сдача квалификационного экзамена. Его составляют лица, которые впервые выдвигаются для назначения на должность судьи. Лица, которые раньше работали судьями, арбитрами, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена, если с момента увольнения с работы на указанных должностях прошло не более 11 лет (ст. 27 Закона “О квалификационных комиссиях, квалификационную аттестацию и дисциплинарную ответственность судей судов Украины” от 2 февраля 1994 г.). Квалификационный экзамен состоит в подготовке письменного реферата, постановке кандидату в судьи вопросов в устной форме гражданского, уголовного, процессуального и других отраслей права, составлении им проектов процессуальных документов, проведении с ним собеседования.
Квалификационная комиссия в зависимости от результатов квалификационного экзамена дает заключение о сдаче экзамена и подготовленность кандидата к судебной работе и рекомендацию для назначения его на должность судьи. Если лицо не сдавшее квалификационный экзамен, повторная его сдача допускается не ранее чем через год. При решении вопроса о рекомендации кандидата для назначения на должность судьи, кроме результатов квалификационного экзамена, учитываются его личные и моральные качества. При подборе кадров обеспечивается равенство их прав независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, религиозных убеждений и иных обстоятельств.
Отбор кандидатов и порядок их рекомендаций для избрания или назначения на должности судей устанавливается законом.
В зависимости от стажа и опыта работы, уровня профессиональных знаний, должности закон устанавливает для судей шесть квалификационных классов.
Условия и порядок проведения квалификационной аттестации судей и присвоения квалификационных классов сроки пребывания в квалификационном классе, а такого изменения или лишения его определяются сегодня законами “О статусе судей” и «О квалификационных комиссиях, квалификационную аттестацию и дисциплинарную ответственность судей судов Украины и Положения» о квалификационной аттестации и квалификационные категории арбитров и классные чины специалистов арбитражных судов Украины, утвержденным Постановлением Президиума – Верховного Совета Украины от 22 ноября 1991 г.