Новая редакция ст. 111 Конституции Украины с Комментариями.
Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или иного преступления.
Вопрос о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.
Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.
При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.
Решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертями ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда о том , что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.
Комментарий к ст. 111 Конституции Украины
Комментируемая статья определяет юридические основания и содержание основных стадий процедуры досрочного прекращения полномочий Президента Украины в порядке импичмента. В отличие от отставки, которая имеет добровольный характер, устранение Президента Украины с поста предусматривает принудительное лишение главы государства его полномочий и неприкосновенности.
Отстранение Президента от должности является мерой конституционно правовой ответственности главы государства. Целью импичмента является увольнение Президента с должности и лишение его президентского иммунитета для дальнейшего привлечения к уголовной ответственности на общих основаниях.
Закреплена Конституцией Украины процедура импичмента является достаточно сложной и многоэтапной. ее сложность определяется особой ролью Президента в государственном механизме Украины, необходимостью создания системы гарантий от необоснованного применения этой меры юридической ответственности главы государства.
Часть комментируемой статьи определяет, что юридическим основанием для устранения Президента Украины с поста в порядке импичмента является совершение им государственной измены или другого преступления. Преступлением является предусмотренное Уголовным кодексом Украины общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления. Поводом для нарушения вопроса об отстранении Президента Украины от должности являются сведения о совершении им деяний, содержащих признаки преступления. При этом следует иметь в виду такие обстоятельства.
Во-первых, государственная измена также является преступлением, признаки которого содержатся в ст. 111 Уголовного кодекса Украины. Она определяет государственную измену как деяние, умышленно совершенное гражданином Украины в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины: переход на сторону врага в условиях военного состояния или в период вооруженного конфликта, шпионаж, предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины. Поэтому в целом можно сказать, что юридическим основанием для импичмента является совершение главой государства преступления.
Во-вторых, Конституция Украины в отличие от многих зарубежных конституций не содержит указания на степень общественной опасности преступления, совершенного главой государства. Это дает возможность сделать вывод, что юридическим основанием для импичмента является совершение Президентом Украины любого преступления, определенного Уголовным кодексом Украины.
В третьих, лицо считается виновным в совершении преступления лишь с момента вступления в силу обвинительного приговора суда относительно него. До момента принятия решения Верховной Радой Украины об импичменте Президент Украины имеет иммунитет и уголовной ответственности не подлежит, поэтому юридическим основанием для импичмента следует считать совершение им преступления как такового, а лишь наличие в его деяниях признаков состава преступления. Окончательное решение о наличии события преступления или состава преступления должен вынести суд общей юрисдикции после завершения процедуры импичмента.
В четвертых, Президент может быть отстранен с поста в порядке импичмента только Верховной Радой Украины как единственным коллегиальным органом общенародного представительства.
Части 2 6 комментируемой статьи характеризуют последовательность основных стадий процедуры импичмента и их содержание.
Инициирования вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента осуществляется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Это означает, что предложение о выдвижении обвинения против Президента в совершении им преступления должно выходить не менее 226 народных депутатов Украины. Это предложение должно быть мотивированным и содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется ему в вину, и обоснование его причастности к этому преступлению.
Детализация конституционных предписаний относительно процедуры импичмента Президента Украины осуществлена в ст. 171-188 Регламента Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины от 10 февраля 2010 года.
В частности, согласно ч. 3 ст. 171 Регламента Верховной Рады Украины основанием для инициирования вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента и образования специальной временной следственной комиссии является письменное представление об этом, подписанное большинством народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, подписи которых не отзываются.
Внесен на рассмотрение Верховной Рады письменное представление об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента должно содержать правовое обоснование необходимости образования специальной временной следственной комиссии. К представлению могут прилагаться документы и материалы, касающиеся этого вопроса, или надлежащим образом удостоверенные их копии. Это представление без принятия решения о включении в повестку дня пленарного заседания Верховной Рады обсуждается по процедуре полного обсуждения на очередном после дня его внесения пленарном заседании Верховной Рады.
Верховная Рада большинством голосов народных депутатов от ее конституционного состава принимает решение об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента и включении его в повестку дня сессии Верховной Рады как безотлагательного. О принятии такого решения Председатель Верховной Рады Украины срочно сообщает Президента Украины.
В случае включения в повестку дня сессии Верховной Рады вопрос об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента Верховная Рада для проведения расследования обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления образует специальную временную следственную комиссию согласно ст. 111 Конституции Украины, положений закона о временных следственных комиссиях, специальную временную следственную комиссию и временные специальные комиссии Верховной Рады Украины и Регламента Верховной Рады Украины.
В состав специальной временной следственной комиссии входят народные депутаты с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций, специальный прокурор и три специальных следователя. В случае избрания специальным прокурором и специальным следователем народного депутата учитывается принцип пропорционального представительства депутатской фракции в специальной временной следственной комиссии.
На должности специального прокурора, специальных следователей может быть избрано только лицо, соответствующее таким требованиям: 1) является гражданином Украины, проживающим на ее территории не менее десяти лет; 2) свободно владеет государственным языком; 3) имеет высшее юридическое образование; 4) имеет не менее чем десятилетний стаж работы в должности аттестованного прокурора или следователя правоохранительных органов Украины; 5) не имеет судимости.
Кандидат на должности в специального прокурора и специального следователя подает в Верховную Раду личную карточку, декларацию о доходах, обязательствах финансового характера и имущественном состоянии относительно себя и членов своей семьи за предыдущий год по форме, установленной для государственных служащих, которые занимают должности, отнесенные к первой и второй категориям должностей государственных служащих. Народные депутаты могут быть избраны специальным прокурором и специальными следователями, если они соответствуют вышеназванным требованиям. Кандидатуры специального прокурора, специальных следователей предварительно рассматриваются на заседании комитета, к предмету ведения которого относится такой вопрос, который предоставляет Верховной Раде выводы относительно каждой кандидатуры.
Лица, которые не являются народными депутатами и выбраны специальным прокурором, специальными следователями, прикомандировываются к Верховной Рады на время работы специальной временной следственной комиссии и осуществляют свои служебные полномочия в ее составе только согласно предоставленных им на законных основаниях поручений специальной временной следственной комиссии.
Не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о создании специальной временной следственной комиссии материалы и заключения соответствующего комитета по предложенным кандидатурам для избрания специальным прокурором и специальными следователями предоставляются народным депутатам.
Кандидат для избрания специальным прокурором, специальным следователем может в любое время до начала голосования снять свою кандидатуру.
Об образовании специальной временной следственной комиссии Верховная Рада большинством от ее конституционного состава принимает постановление.
Специальная временная следственная комиссия проводит свою работу в соответствии с Конституцией Украины, Законом О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.
Специальная временная следственная комиссия:
1) проверяет наличие, полноту и обоснованность доказательств о совершении Президентом Украины государственной измены или другого преступления;
2) проводит расследование в случае выявления во время срока полномочий специальной временной следственной комиссии обстоятельств относительно совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления без дополнительного принятия решения Верховной Радой по этому вопросу и при наличии оснований готовит соответствующие предложения относительно проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины.
С целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования специальная временная следственная комиссия имеет право:
1) заслушивать Президента Украины и защитника (защитников) его прав;
2) истребовать необходимые документы, материалы и другие сведения, касающиеся расследования, от государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц;
3) в случае необходимости назначать экспертизы и привлекать специалистов для исследования и оценки доказательств, определять двух или более представителей от специальной временной следственной комиссии и поручать им присутствовать во время проведения указанных экспертиз и исследований и установления их результатов;
4) приглашать и заслушивать в порядке, установленном законом, каких либо лиц из числа граждан Украины (кроме судей Конституционного Суда Украины и судей судов общей юрисдикции), которые могут сообщить об обстоятельствах, послуживших основанием для инициирования вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Должностные лица (кроме Президента Украины и защитника (защитников) его прав), должностные лица, эксперты и другие лица, приглашенные специальной временной следственной комиссией, предупреждаются в письменной форме о определенную Уголовным кодексом Украины ответственность за отказ лица от дачи показаний или объяснений или отказ эксперта или переводчика без уважительных причин от выполнения возложенных на них обязанностей во время расследования, проводимого специальной временной следственной комиссией, а также предоставление заведомо ложных показаний или объяснений, заведомо ложного заключения эксперта, заведомо неправильного перевода, осуществленного переводчиком.
С целью создания предпосылок для принятия Конституционным Судом Украины заключения, указанного в части второй ст. 151 Конституции Украины, на заседание специальной временной следственной комиссии, связанное с проведением ею расследования, приглашаются как наблюдатели судьи Конституционного Суда Украины (не более трех человек). По обращению наблюдателей от Конституционного Суда Украины им предоставляется слово на заседании специальной временной следственной комиссии для замечаний относительно нарушений конституционной процедуры расследования.
Специальная временная следственная комиссия готовит заключения и предложения по исследованным обстоятельствам относительно совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления и рассматривает их на своем заседании и принимает решение по ним. Выводы и предложения должны содержать:
1) факты и обстоятельства, которые стали основанием для проведения расследования;
2) сведения и обстоятельства, установленные специальной временной следственной комиссией, и доказательства, которыми они подтверждаются;
3) сведения и обстоятельства, не подтвердились;
4) факты и обстоятельства, которые не были проверены, и причины этого;
5) факты и обстоятельства, подтверждающие или опровергающие наличие в деяниях Президента Украины признаков государственной измены или другого преступления.
Специальная временная следственная комиссия при наличии соответствующих оснований готовит вывод об обвинении Президента Украины с учетом требований к обвинительному заключению, предусмотренных Уголовно процессуальным кодексом Украины. Заключение подписывают специальный прокурор, специальные следователи, председатель и секретарь специальной временной следственной комиссии. Вместе с выводами и предложениями члены специальной временной следственной комиссии – народные депутаты вносят на рассмотрение Верховной Рады проект соответствующего постановления Верховной Рады.
Выводы и предложения специальной временной следственной комиссии предоставляются Председателю Верховной Рады Украины, а в случае его отсутствия – Первому заместителю или заместителю Председателя Верховной Рады Украины, который с учетом предложений специальной временной следственной комиссии относительно степени секретности представленных ею документов принимает решение об установлении специального режима пользования ими и ознакомления с ними народных депутатов в соответствии с правилами обращения с документами и информацией, которые составляют государственную или другую охраняемую законом тайну.
Вопрос о выводы и предложения специальной временной следственной комиссии включаются в повестку дня пленарных заседаний Верховной Рады без голосования и рассматривается безотлагательно после их предоставления Президенту Украины и народным депутатам.
Не позднее чем за три дня до начала рассмотрения вопроса на пленарном заседании Верховной Рады выводы, предложения и другие материалы вручаются Президенту Украины или защитнику (защитникам) его прав с одновременным приглашением его на пленарное заседание Верховной Рады и предоставляются в указанный срок народным депутатам.
Пленарное заседание Верховной Рады, на котором происходит рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии, является открытым. Закрытое пленарное заседание проводится в случае, если выводы и предложения специальной временной следственной комиссии или добавленные к ним документы и материалы содержат информацию, которая составляет государственную или другую охраняемую законом тайну.
Председатель Верховной Рады Украины приглашает на пленарное заседание Верховной Рады, Президента Украины, судей Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда Украины и предложенных им судей Верховного Суда Украины, Уполномоченного
Верховной Рады Украины по правам человека и Генерального прокурора Украины.
Пленарное заседание Верховной Рады начинается с информации председательствующего на пленарном заседании о содержании выводов и предложений по обвинению Президента Украины.
В случае внесения народными депутатами – членами специальной временной следственной комиссии проекта постановления об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады спрашивает у Президента Украины, соглашается ли он с пунктами обвинения, содержащиеся в проекте постановления Верховной Рады.
Если Президент Украины соглашается со всеми пунктами обвинения, а народные депутаты, которые вносили представление об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента, не возражают против этих пунктов обвинения и не имеют к ним дополнений, обсуждения по этому вопросу не проводится, председательствующий на пленарном заседании объявляет о переходе к тайного голосования по пунктам обвинения (ст. 185 Регламента Верховной Рады Украины) и осуществления последующих процедур.
Если Президент Украины соглашается лишь с отдельными пунктами обвинения или не соглашается с одним из пунктов обвинения, изложенных в проекте постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины, внесенном народными депутатами – членами специальной временной следственной комиссии, дальнейшее обсуждение проводится в отношении тех пунктов обвинения, с которыми Президент Украины не согласился, а также тех, которые не нашли отражения в предложенном проекте постановления Верховной Рады.
В случае если Президент Украины не явился на пленарное заседание или отказывается лично давать объяснения, отвечать на вопросы, Верховная Рада проводит без участия Президента Украины рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии о его обвинения в указанном выше порядке.
Перед началом обсуждения заключений и предложений специальной временной следственной комиссии председательствующий на пленарном заседании выясняет у ораторов о времени, необходимом им для выступлений, и Верховная Рада принимает соответствующее процедурное решение. Время, которое отводится на заслушивание, должно быть одинаковым и составлять не менее чем 90 минут.
Во время обсуждения Верховная Рада заслушивает:
1) доклад председателя специальной временной следственной комиссии или иного докладчика – члена комиссии, определенного решением специальной временной следственной комиссии, о проведенном расследовании и его результатах; ответы докладчика на вопросы лиц, внесших представление об инициировании вопроса относительно устранения Президента Украины с поста в порядке импичмента; ответы докладчика на вопросы Президента Украины и защитника (защитников) его прав; ответы докладчика на вопросы народных депутатов;
2) объяснение народных депутатов, внесших представление об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента, по заперечуваних ними (в случае наличия) положениями выводов специальной временной следственной комиссии и проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины, их замечания относительно законности, всесторонности и объективности исследования указанной комиссией тех или иных обстоятельств расследования; их ходатайство о заслушивании Верховной Радой свидетелей, экспертов или о необходимости проведения дополнительного расследования тех или иных обстоятельств специальной временной следственной комиссией; их ответы на вопросы Президента Украины и защитника (защитников) его прав, докладчика специальной временной следственной комиссии, специального прокурора и специальных следователей, народных депутатов;
3) объяснение Президента Украины об отрицании или признании им выдвинутого против него обвинения, замечания Президента Украины и защитника (защитников) его прав относительно законности, полноты, всесторонности и объективности исследования соответствующих обстоятельств специальной временной следственной комиссией; ходатайство Президента Украины и защитника (защитников) его прав о заслушивании Верховной Радой свидетелей и экспертов или о необходимости проведения дополнительного расследования тех или иных обстоятельств специальной временной следственной комиссией; ответы Президента Украины на вопросы защитника (защитников) его прав; народных депутатов, внесших представление об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента; ответы на вопросы докладчика специальной временной следственной комиссии, специального прокурора и специальных следователей, народных депутатов;
4) уточнение выступающими, с сохранением соответствующей очередности, их ходатайств о предоставлении народным депутатам тех или иных материалов, проведения экспертиз, заслушивании Верховной Радой свидетелей, экспертов с указанием на то, что именно должно быть исследовано и доказано на основании их показаний, сообщений, а также относительно необходимости проведения дополнительного расследования специальной временной следственной комиссией и предмета такого расследования.
При наличии жалоб, заявлений о неправомерных действия специальной временной следственной комиссии, об оспаривании ее решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб и заявлений, выступающие сообщают Верховную Раду о них и нарушают соответствующие ходатайства об устранении нарушений, связанных с неправомерными действиями и решениями специальной временной следственной комиссии. Верховная Рада может принять процедурное решение о заслушивании специального прокурора, специальных следователей, а также других лиц, объявления сообщений и зачитывания документов.
По результатам обсуждения заключений и предложений специальной временной следственной комиссии Верховная Рада может принять решение о:
1) заслушивание свидетелей и экспертов, относительно которых было заявлено ходатайство выступающих, и их ответов на вопросы;
2) прекращение обсуждения выводов и переход к обсуждению проектов постановлений Верховной Рады об обвинении Президента Украины.
Свидетелей и экспертов, о приглашении которых заявляли ходатайство ораторы, Верховная Рада заслушивает в соответствующей последовательности их показаний нет в материалах расследования и выводах специальной временной следственной комиссии или если эти показания являются недостаточными или противоречивыми. Время, которое отводится на заслушивание свидетелей и экспертов, должно быть одинаковым и составлять не менее 30 минут.
Свидетели и эксперты в последовательности их заслушивания отвечают на вопросы:
1) лиц, которые заявляли ходатайство об их приглашение Президента Украины и защитника (защитников) его прав; докладчика от специальной временной следственной комиссии, специального прокурора, специальных следователей; народных депутатов – к свидетелям, экспертам, приглашенным на ходатайство ораторов, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 179 Регламента Верховной Рады Украины;
2) Президента Украины и защитника (защитников) его прав; ораторов, указанных в пп. 1, 2 ч. 2 ст. 179 Регламента Верховной Рады Украины; специального прокурора и специальных следователей – к свидетелям, экспертам, приглашенным по ходатайству Президента Украины и защитника (защитников) его прав;
3) докладчика от специальной временной следственной комиссии; ораторов, указанных в пп. 2, 3 ч. 2 ст. 179 Регламента Верховной Рады Украины; специального прокурора и специальных следователей – к свидетелям, экспертам, приглашенным по ходатайству докладчика от временной следственной комиссии.
Свидетели заслушиваются отдельно и в отсутствие еще не опрошенных свидетелей. Принимаются меры, чтобы во время пленарного заседания Верховной Рады еще не опрошенные свидетели не слышали того, что происходит на заседании, и не общались между собой. Перед заслушиванием свидетеля, эксперта председательствующий на пленарном заседании предупреждает каждого о административную, уголовную ответственность согласно закону за отказ от дачи показаний или объяснений, а также за предоставление заведомо ложных показаний или объяснений, заведомо ложного заключения эксперта.
Верховная Рада может принять процедурное решение о заслушивании и других лиц, оглашение документов.
После завершения обсуждения выводов специальной временной следственной комиссии Верховная Рада заслушивает заключительное слово:
1) представителя от народных депутатов, которые вносили представление об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента;
2) докладчика от специальной временной следственной комиссии;
3) Президента Украины и защитника (защитников) его прав.
Время, которое отводится для заслушивания заключительного слова каждого оратора, не может быть меньше 10 минут.
По окончании обсуждения заключения специальной временной следственной комиссии Верховная Рада переходит к рассмотрению внесенного народными депутатами – членами специальной временной следственной комиссии проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины или проекта постановления Верховной Рады о прекращении рассмотрения вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
На закрытом пленарном заседании Верховной Рады имеют право присутствовать Президент Украины и защитник (защитники) его прав, специальный прокурор и специальные следователи, включенные в состав специальной временной следственной комиссии. Приглашаются лица, указанные в ч. 3 ст. 178 Регламента Верховной Рады Украины.
Обсуждение проектов постановлений Верховной Рады осуществляется по процедуре полного обсуждения. Докладчиком и содокладчиками выступают соответственно представитель от специальной временной следственной комиссии и инициаторы внесения предложений (в случае их внесения) о внесении изменений в проект постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины. В обсуждении принимают участие только народные депутаты. Другим лицам слово предоставляется председательствующим на пленарном заседании по их обращению для сообщения фактических справок, замечаний по вопросам их компетенции. Слово предоставляется также Президенту Украины и защитника (защитников) его прав для сообщения фактических справок.
В случае выявления фактов препятствования Президентом Украины работе специальной временной следственной комиссии при расследовании обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления или непринятия им мер в ответственные перед ним государственные органы, их должностные лица, которые совершали подобное препятствование, после обращения к нему с уведомлением о таких фактах в любое время обсуждения Верховной Радой проекта постановления об обвинении Президента Украины может быть внесена народными депутатами, которые инициировали вопрос об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента, мотивированное предложение о проведении дополнительного расследования и включения в проект постановления Верховной Рады соответствующего пункта обвинения.
После окончания обсуждения председательствующий на пленарном заседании объявляет о переходе к голосованию по тексту проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины в совершении им государственной измены или другого преступления, который будет включаться в бюллетень для тайного голосования.
Проект постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины, внесенный народными депутатами – членами специальной временной следственной комиссии, должна основываться только на сведениях, содержащихся в заключениях и предложениях специальной временной следственной комиссии. Обвинение Президента Украины излагается в проекте постановления Верховной Рады по пунктам, отдельно по каждому деянию, содержащему признаки преступления, с соблюдением требований ч. 1 ст. 62 Конституции Украины.
По результатам обсуждения Верховной Радой заключений и предложений специальной временной следственной комиссии, предложений народных депутатов, которые вносили представление об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента, народные депутаты – члены специальной временной следственной комиссии имеют право внести свой уточненный проект постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины с учетом таких предложений.
В случае если до внесенного народными депутатами – членами специальной временной следственной комиссии проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины включены предложения народных депутатов, которые вносили представление об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента Верховная Рада проводит голосование по каждому предложению, дополнительно включенной к проекту постановления Верховной Рады. Предложение считается включенным в уточненный проект постановления об обвинении Президента Украины, если она получит на поддержку большинство голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады.
В случае если предложение, которая включена в проект постановления Верховной Рады, не получит необходимого для его принятия количества голосов народных депутатов, текст проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины остается без изменений и включается в бюллетень для тайного голосования.
Решение Верховной Рады об обвинении Президента Украины принимается тайным голосованием путем подачи бюллетеней с учетом особенностей, определенных в этой статье. В бюллетень для тайного голосования по проекту постановления Верховной
Рады об обвинении Президента Украины включается один из проектов соответствующего постановления.
Тайное голосование по проекту постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины, включенного в бюллетень для тайного голосования, проводится отдельно по каждому пункту обвинения. Постановление Верховной Рады об обвинении Президента Украины считается принятой в целом с теми пунктами обвинения, за которые в соответствии с ч. 5 ст. 111 Конституции Украины проголосовало не менее чем две трети народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады.
В случае принятия постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины в совершении государственной измены или другого преступления, Верховная Рада принимает постановление большинством голосов народных депутатов от ее конституционного состава об обращении к:
1) Конституционного Суда Украины для проверки дела и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента;
2) Верховный Суд Украины для получения вывода о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.
В случае непринятия решения Верховной Рады об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании объявляет о прекращении процедуры устранения Президента Украины с поста в порядке импичмента и совершает иные действия, предусмотренные ст. 188 Регламента Верховной Рады Украины.
После получения соответствующих выводов Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины эти выводы безотлагательно объявляются председательствующим на ближайшем пленарном заседании Верховной Рады и предоставляются народным депутатам.
Если заключение Верховного Суда Украины свидетельствует о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления, а вывод Конституционного Суда Украины свидетельствует о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, народные депутаты – члены специальной временной следственной комиссии безотлагательно готовят и вносят на рассмотрение Верховной Рады проект постановления Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Проект постановления Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента должно содержать ссылку на пункты обвинения принятой Верховной Радой постановления об обвинении Президента Украины.
Проект постановления об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента предоставляется народным депутатам, вручается Президенту Украины или защитнику (защитникам) его прав и рассматривается на пленарном заседании Верховной Рады не позже как через два дня после объявления председательствующим на пленарном заседании заключений Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины.
Если заключение Верховного Суда Украины свидетельствует о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления, Верховная Рада принимает постановление о прекращении процедуры импичмента.
Если в заключении Конституционного Суда Украины содержатся положения о те или иные нарушения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте Верховная Рада принимает соответствующие решения, направленные на устранение выявленных нарушений о:
1) невключения в проект постановления Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента тех положений или ссылок на пункты обвинения, которых относятся выявленные нарушения конституционной процедуры;
2) выполнения тех или иных следственных действий или процедур расследования специальной временной следственной комиссией с возможным пересмотром ранее принятых решений;
3) повторное, дополнительное расследование фактов или обстоятельств, из которых начались нарушения, указанные в заключении Конституционного Суда Украины.
Для проведения повторного дополнительного расследования фактов или обстоятельств, изложенных в заключении Конституционного Суда Украины, Верховная Рада может изменить персональный состав специальной временной следственной комиссии.
После проведения действий, направленных на устранение нарушений конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте Верховная Рада принимает постановление об обращении в Конституционный Суд Украины для получения нового заключения.
По результатам проведения повторного дополнительного расследования Верховная Рада может внести изменения в постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины.
Постановление о внесении изменений к постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины принимается двумя третями голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады тайным голосованием путем подачи бюллетеней.
В случае внесении изменений к постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины, которыми изменены пункты обвинения Президента Украины, Верховная Рада принимает постановление об обращении в Верховный Суд Украины для получения нового заключения.
В случае получения заключений Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины соответственно о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления, Верховная Рада тайным голосованием путем подачи бюллетеней принимает постановление об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Обсуждение проекта постановления Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента осуществляется по процедуре полного обсуждения.
Текст проекта постановления Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента включается в бюллетень для тайного голосования. Тайное голосование в целом по проекту постановления Верховной Рады об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента проводится в порядке, предусмотренном статьями 37, 38, 41 Регламента Верховной Рады Украины. Постановление Верховной Рады об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента считается принятым, если за него проголосовало не менее как три четверти народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады.
Доклад Счетной комиссии о результатах тайного голосования заслушивается на открытом пленарном заседании Верховной Рады с прямой трансляцией по радио и телевидению.
Постановление Верховной Рады об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента вступает в силу с момента объявления председательствующим на пленарном заседании о ее принятии. Отстранение от должности Президента Украины происходит безотлагательно. Глава государства считается отстраненным от должности с момента объявления об этом председательствующим на заседании парламента по результатам голосования. Одновременно принимается решение о прекращении полномочий временной следственной комиссии.
С момента объявления председательствующим на пленарном заседании о досрочном прекращении полномочий Президента Украины в связи с устранением его с поста в порядке импичмента на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины обязанности Президента Украины исполняет Премьер министр Украины в соответствии с положениями ст. 112 Конституции Украины.
Об устранении Президента Украины Верховной Радой с поста в порядке импичмента Председатель Верховной Рады Украины официально сообщает Президента Украины, Премьер министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда Украины и немедленно обнародует соответствующий акт Верховной Рады через средства массовой информации.
В случае непринятия Верховной Радой постановления об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента председательствующий на пленарном заседании:
1) объявляет о прекращении процедуры импичмента и дает поручение о публикации об этом в газете «Голос Украины»;
2) объявляет о прекращении полномочий специальной временной следственной комиссии;
3) от имени Верховной Рады извиняется перед Президентом Украины.
В отличие от многих зарубежных конституций, Основной Закон Украины не предусматривает общего срока с момента предъявления обвинения, в течение которого должно быть принято решение об устранении Президента Украины с поста. Этот пробел Конституции должна быть заполнена в специальном законе об импичменте Президента Украины или в Законе Украины «О Президенте Украины». Зарубежная и отечественная практика свидетельствуют, что импичмент через сложную процедуру его проведения и основания инициирования, как правило, применяется очень редко и не достигает своего результата.
Другой комментарий к статье 111 Конституции Украины
Досрочное прекращение полномочий Президента Украины возможно также в случае его отстранения в порядке импичмента. В общем импичмент – это особая процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц государства. Наиболее распространенными основаниями для импичмента есть нарушение конституции и тяжкие преступления. В Италии, например, президент отвечает за государственную измену или посягательство на конституцию, в Германии – за умышленное нарушение им Основного или иного федерального закона, в США – за государственную измену, взяточничество и другие тяжкие преступления, во Франции – только за государственную измену. Согласно Конституции Украины Президент несет ответственность за совершение им государственной измены или другого преступления.
Установленная Конституцией процедура импичмента достаточно сложна. Вопрос о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента нарушается большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. После этого для осуществления соответствующего расследования Верховная Рада создает специальную временную следственную комиссию, которая выясняет все фактические обстоятельства дела. Комиссия состоит не только из народных депутатов Украины, в нее должны быть включены специальный прокурор и специальный следователь. Выводы и предложения комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады, которое при наличии оснований не менее как двумя третями от ее конституционного состава принимает решение о предъявлении обвинений Президенту.
Дело об импичменте Президенту Украины обязательно направляется на проверку в Конституционный Суд Украины и Верховного Суда Украины. Конституционный Суд, изучив дело, должен составить мотивированное заключение о том, что конституционная процедура расследования и рассмотрения дела об импичменте Президенту Украины соблюдена, а Верховный Суд – о том, что деяния, в которых обвиняется Президент, содержат признаки государственной измены или другого преступления. Только после этого Верховной Радой не менее как тремя четвертыми от ее конституционного состава принимается решение об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Считается, что институт импичмента имеет прежде всего предупредительное значение, ибо привлечения президента к судебной ответственности за импичмент случается в практике государств сравнительно редко.
Процедура и порядок осуществления импичмента в разных странах мира не одинаковы. В США, например, нижняя палата американского Конгресса выступает в роли следователя и обвинителя, а верхняя – в роли суда. Результатом их работы может быть отстранение президента с должности. Однако в США на этом юридические последствия импичмента не заканчиваются. Если в действиях президента США есть состав уголовного преступления, то дело дальше передается в обычный суд.
Своеобразием отличается процедура импичмента во Франции. В случае привлечения к ответственности президента государства обвинения предъявляются обеими палатами, которые должны вынести идентичные решения абсолютным большинством своего состава. Само дело рассматривается Высокой палатой правосудия.
В Италии президент в порядке импичмента подлежит ответственности перед парламентом на совместном заседании его палат соответствующее решение принимается абсолютным большинством голосов его членов.
В Российской Федерации президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Думой обвинения в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного соответствующими заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда. Решение Государственной Думы и Совета Федерации должны быть приняты двумя треть – ми голосов от общего числа депутатов каждой из палат.