Новая редакция ст. 106 Конституции Украины с Комментариями.
Президент Украины:
1) обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства;
2) обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;
3) представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины;
4) принимает решение о признании иностранных государств;
5) назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;
6) назначает всеукраинский референдум относительно изменений Конституции Украины соответственно статье 156 этой Конституции, провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе;
7) назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины в сроки, установленные настоящей Конституцией;
8) прекращает полномочия Верховной Рады Украины в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;
9) вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины, сформированной в соответствии со статьей 83 Конституции Украины, представление о назначении Верховной Радой Украины Премьер-министра Украины в срок не позднее чем на пятнадцатый день после получения такого предложения;
10) вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении Министра обороны Украины, Министра иностранных дел Украины;
11) назначает на должность и освобождает от должности с согласия Верховной Рады Украины Генерального прокурора;
12) назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Совета Национального банка Украины;
13) назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания;
14) вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Службы безопасности Украины;
15) приостанавливает действие актов Кабинета Министров Украины по мотивам несоответствия этой Конституции с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины относительно их конституционности;
16) отменяет акты Совета министров Автономной Республики Крым;
17) является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства;
18) возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины;
19) вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и в случае вооруженной агрессии против Украины принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований;
20) принимает в соответствии с законом решение о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины
21) принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации – с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины;
22) назначает на должности треть состава Конституционного Суда Украины;
{Пункт 23 части первой статьи 106 исключено на основании Закона № 1401-VIII от 02.06.2016}
24) присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и другие высшие специальные звания и классные чины;
25) награждает государственными наградами; устанавливает президентские отличия и награждает ими;
26) принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращения гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине;
27) осуществляет помилование;
28) создает в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы;
29) подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины;
30) имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов (кроме законов о внесении изменений в Конституцию Украины) с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады Украины;
31) осуществляет иные полномочия, определенные Конституцией Украины.
Президент Украины не может передавать свои полномочия другим лицам или органам.
Президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению на территории Украины.
Акты Президента Украины, изданные в пределах полномочий, предусмотренных пунктами 5, 18, 21 этой статьи, скрепляют подписями Премьер-министр Украины и министр, ответственный за акт и его выполнение.
Комментарий к ст. 106 Конституции Украины
Комментируемая статья детализирует общий статус Президента Украины, установленный в ст. 102 Конституции, путем определения его основных функций, полномочий и порядка их реализации. Она состоит из четырех частей, логически связанных между собой: в части первой перечисляются основные полномочия главы Украинского государства, в части второй подчеркивается их персонифицированный характер, часть третья определяет виды правовых актов, которыми оформляются решения, принятые Президентом Украины в пределах его компетенции, а в четвертой части определяются особенности реализации некоторых президентских полномочий.
Пункты 1,17–21 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины определяют функции и полномочия Президента Украины в сферах национальной безопасности и обороны Украины. По смыслу п. 17 Президент Украины является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, а функция обеспечения государственной независимости и национальной безопасности государства является одним из приоритетных направлений его деятельности. Это подтверждается широкими полномочиями главы государства в этой сфере, которые в общих чертах очерчены в ст. 106 Конституции и детализированы в действующем законодательстве.
Согласно Закону «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 г. Президент Украины осуществляет общее руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства. Это означает, что именно ему подчинены воинские формирования, органы, которые обеспечивают неприкосновенность государственной границы Украины и безопасность органов государственной власти и должностных лиц, подразделения, осуществляющие разведывательную и контрразведывательную деятельность, и тому подобное.
В мотивировочной части своего решения по делу о некоторых вопросах осуществления руководства в сферах национальной безопасности и обороны от 25 февраля 2009 г. № 5 рп/2009 Конституционный Суд Украины отметил, что Президент Украины, реализуя конституционные полномочия по руководству в названных сферах, должен принимать меры для повышения боевой и мобилизационной готовности, боеспособности Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и подготовки их к обороне Украины, защиты ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности, в том числе через непосредственное участие и осуществление контроля за проведением учений и тренировок. Несмотря на это, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что согласование с Президентом Украины как Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины планов и сроков проведения учений и тренировок находится в пределах его полномочий, а следовательно, соответствует Конституции Украины.
Контроль за деятельностью Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований и органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны и правоохранительной деятельности Президент Украины осуществляет как непосредственно, так и через возглавляемый им Совет национальной безопасности и обороны Украины и создаваемые им в случае необходимости вспомогательные службы.
Порядок осуществления контроля Президента Украины как Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины за деятельностью Вооруженных Сил Украины и других военных формирований осуществляется в соответствии с Положения, утвержденного Указом главы государства от 27 сентября 2010 г. № 917/2010. Согласно указанного акта такой контроль осуществляется в соответствии с утвержденными Президентом планами контроля за деятельностью Вооруженных Сил Украины и других военных формирований. Объектами контроля являются: Министерство обороны Украины, его структурные подразделения и подчиненные учреждения; Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, его структурные подразделения и подчиненные ему органы военного управления, войска (силы) и учреждения; командование и штабы видов Вооруженных Сил Украины и подчиненные им войска (силы) и учреждения; командование и штабы военных оперативных командований (территориальных управлений) и подчиненные им войска, военные комиссариаты и учреждения; Главное управление разведки Министерства обороны Украины; Главное управление внутренних войск Министерства внутренних дел Украины и подчиненные ему соединения, части и учреждения; Администрация Государственной пограничной службы Украины и подчиненные территориальные органы, Морская охрана и органы охраны государственной границы, разведывательный орган и органы обеспечения Администрации Государственной пограничной службы Украины; Администрация Государственной специальной службы транспорта Министерства транспорта и связи Украины и подчиненные ей объединенные отряды, отдельные отряды, отряды, подразделения охраны, органы обеспечения, учебный центр, заведения, предприятия и учреждения.
Осуществление контроля организуется Инспекцией по вопросам контроля за деятельностью военных формирований Главного управления по вопросам оборонной политики и деятельности правоохранительных органов Администрации Президента Украины, результаты которого докладываются главе государства.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона от 25 марта 1992 г. «О Службе безопасности Украины» и ч. 1 ст. 11 Закона от 4 марта 1998 г. «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц» Служба безопасности Украины и Управление государственной охраны Украины подчинены Президенту.
Глава государства определяет организационную структуру СБУ, утверждает Положение о коллегии Службы безопасности Украины. Кроме того, Президент Украины как лично, так и через уполномоченные им органы осуществляет контроль за деятельностью СБУ. Постоянный контроль за соблюдением конституционных прав граждан и законодательства в оперативно розыскной деятельности и деятельности в сфере охраны государственной тайны органов и подразделений СБУ, а также контроль за соответствием выданных СБУ положений, приказов, распоряжений, инструкций и указаний Конституции и законам Украины осуществляется специально назначенными Президентом Украины должностными лицами, полномочия и правовые гарантии деятельности которых определяются Положением, которое утверждается Президентом Украины. Согласно Указу Президента «О полномочиях и гарантиях осуществления постоянного контроля за деятельностью Службы безопасности Украины» от 18 мая 2007 г. № 427/2007 (с изменениями) указанный контроль осуществляется Уполномоченным Президента Украины по вопросам контроля за деятельностью Службы безопасности Украины.
СБУ регулярно в порядке, определенном Президентом Украины, информирует главу государства, членов Совета национальной безопасности Украины и должностных лиц, специально назначенных Президентом, по основным вопросам своей деятельности, о случаях нарушения законодательства, а также по их требованию представляет иные необходимые сведения. Глава СБУ ежегодно представляет Президенту письменный отчет о деятельности Службы безопасности Украины и несет персональную ответственность за своевременность, объективность и полноту представленной информации. Глава государства также определяет порядок контроля за административно хозяйственной и финансовой деятельностью СБУ.
Согласно Конституции и Закона от 22 марта 2001 г. «О разведывательных органах Украины» Президент осуществляет общее руководство разведывательными органами Украины, утверждает положения о соответствующие разведывательные органы, а также контролирует и координирует их деятельность через возглавляемый им Совет национальной безопасности и обороны Украины, определяет порядок координации их деятельности в особый период. Разведывательные органы Украины докладывают Президенту и отчитываются перед ним по вопросам и в порядке, определяемых главой государства.
Президентом согласно полномочий, определенных Конституцией Украины, осуществляется контроль за деятельностью Государственной пограничной службы Украины. При этом законодательно закреплено, что Председатель Государственной пограничной службы Украины систематически информирует Президента Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины по основным вопросам деятельности Государственной пограничной службы Украины, а также ежегодно представляет Президенту письменный отчет о деятельности Государственной пограничной службы Украины.
Призыв граждан на срочную военную службу, по Закону Украины от 25 марта 1992 г. в редакции Закона от 18 июня 1999 г. «О воинской обязанности и военной службе», проводится в установленные сроки на основании Указа Президента Украины. Его Указом утверждаются положения о прохождении военной службы гражданами Украины, а также определяются порядок и сроки увольнения в связи с демобилизацией.
Согласно с Законом Украины от 6 декабря 1991 г. «О Вооруженные Силы Украины» Президент как Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины осуществляет руководство Вооруженными Силами в пределах, предусмотренных Конституцией Украины. В особый период руководство военными формированиями Президент может осуществлять через Ставку Верховного Главнокомандующего, рабочим органом которой является Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины. Предложения о создании Ставки Верховного Главнокомандующего, ее персонального состава и предельной численности подаются Советом национальной безопасности и обороны Украины на рассмотрение Президенту и вводятся в действие его Указом.
Численность Вооруженных Сил Украины утверждается Верховной Радой Украины по представлению Президента. План их дислокации разрабатывается Генеральным штабом, согласуется Министерством обороны с Кабинетом Министров Украины и утверждается Президентом.
По представлению Кабинета Министров глава государства утверждает военно-административное деление территории Украины. Президент утверждает Положение о министерстве обороны Украины и Положения про Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины. Основные задачи, мероприятия по подготовке и ведению территориальной обороны, полномочия соответствующих органов и военных формирований определяются Положением о территориальной обороне Украины, которое утверждается Президентом.
Пункт 17 комментируемой статьи предусматривает полномочия Президента Украины назначать на должности и увольнять с должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований. Согласно Закона Украины от 6 декабря 1991 г. «Об обороне Украины» военное формирование – это созданная в соответствии с законодательством совокупность воинских соединений и частей и органов управления ими, которые комплектуются военнослужащими и предназначены для обороны Украины, защиты ее суверенитета, государственной независимости и национальных интересов, территориальной целостности и неприкосновенности в случае вооруженной агрессии, вооруженного конфликта или угрозы нападения путем непосредственного ведения военных (боевых) действий.
К военному командованию относятся Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, командование видов Вооруженных Сил, объединенное оперативное командование, управление оперативных командований, территориальные управления, командование военных соединений, частей Вооруженных Сил и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований. Конкретный перечень должностей руководящего состава военных формирований, назначение на которые осуществляет Президент, предусмотренный действующим законодательством. Так, Президент осуществляет назначение Министра обороны Украины (по представлению Премьер министра Украины и прекращает его полномочия на этой должности. Президент также назначает на должности и освобождает от должностей заместителей Министра обороны, командующих видами Вооруженных Сил Украины (Главнокомандующего
Сухопутных войск, главного Командования Военно Воздушных сил, главного Командования Войск Противовоздушной обороны и Главнокомандующего Военно Морских Сил), командующих войск оперативных командований, отдельных армий, а также высшее командование других военных формирований. Согласно положению части 4, 5 ст. 11 Закона Украины от 4 марта 1998 г. «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц» Президент назначает на должность и освобождает с должности Начальника Управления государственной охраны и его заместитель!)!.
Кроме того, следует учитывать решение Конституционного Суда Украины от 25 февраля 2009 г. № 5 рп/2009, в мотивировочной части которого указано, что Президент Украины, имея конституционные полномочия относительно осуществления руководства в сферах национальной безопасности и обороны государства, может утверждать Перечень должностей, кандидатуры для назначения на которые соглашаются с ним. Такой перечень должностей руководителей военных формирований и правоохранительных органов был утвержден Указом Президента «О некоторых вопросах осуществления руководства в сферах национальной безопасности и обороны» от 4 июня 2008 г. № 516/2008 (с изменениями).
Закон «О Государственной пограничной службе Украины» от 3 апреля 2003 г. устанавливает, что Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины назначает на должность Председателя Государственной пограничной службы Украины и прекращает его полномочия на этой должности. Заместители Председателя Государственной пограничной службы Украины также назначаются Президентом по представлению Председателя Государственной пограничной службы Украины.
По Закону «Об обороне Украины» в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения на Украину Президент принимает решение о всеобщей или частичной мобилизации, введения военного положения в Украине или отдельных ее местностях, применения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, подает его Верховной Раде Украины на одобрение или утверждение, а также вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны. Эти решения вступают в силу после утверждения их Верховной Радой Украины. Согласно п. 31 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины указы Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения, о всеобщей или частичной мобилизации должны быть утверждены парламентом в течение двух дней с момента обращения главы государства.
Военное положение – это особый правовой режим, что вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, іі территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений. Согласно ст. 5 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» от 6 апреля 2000 г. (с изменениями) военное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины. Президентским указом осуществляется отмена военного положения.
Пункт 21 комментируемой статьи Конституции предусматривает, что в случае необходимости Президент принимает решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности зонами чрезвычайной экологической ситуации. Содержание правового режима чрезвычайного положения, порядок его введения и прекращения действия, особенности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях чрезвычайного положения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц и ответственность за нарушение требований или невыполнение мероприятий правового режима чрезвычайного состояния определяются Законом Украины от 16 марта 2000 г. «О правовом режиме чрезвычайного положения». Предложения по введению чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях президенту подает Совет национальной безопасности и обороны Украины, а в случаях, предусмотренных Законом-и Кабинет Министров Украины.
Пункт второй ч. 1 ст. 106 закрепляет, что Президент Украины как единоличный орган, который олицетворяет государство в целом, обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины. С целью определения роли и места посланий Президента Украины в реализации его конституционных полномочий, порядка их подготовки и реализации предусмотренных в них мероприятий, 9 апреля 1997 года был издан Указ «О ежегодные послания Президента Украины к Верховной Рады Украины». Этим Указом установлено, что предусмотрены п. 2 ст. 106 Конституции ежегодные послания Президента Украины к Верховной Рады Украины являются официальными документами главы государства, в которых на основе анализа внутреннего и внешнего положения Украины определяются важнейшие направления экономического, политического и социального развития, предусматриваются меры по неукоснительному обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствование нормативных механизмов регулирования общественных отношений. Одновременно с посланием Президента Украины к Верховной Рады Украины вносится Кабинетом Министров Украины ежегодный доклад об экономическом и социальном развитии Украины.
Текст послания, направлен в Верховную Раду Украины или произнесенный Президентом Украины, приобретает силу официального документа и должна учитываться в работе Кабинета Министров Украины, министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций.
Пункты 3-5 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины определяют полномочия главы государства в сфере международных отношений. Президент Украины представляет государство в этих отношениях, выступая от имени не какой-то отдельной ветви власти, а от Украинского государства в целом. Он посещает с официальными и неофициальными визитами зарубежные страны, участвует в работе международных форумов, в совещаниях и встречах глав государств (саммитах) и др, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины.
В мотивировочной части своего решения от 15 января 2009 г. № 2 рп/2009 Конституционный Суд Украины отметил, что глава государства не только осуществляет общее направление внешнеполитического курса государства согласно определенным Верховной Радой Украины принципам внешней политики Украины, но и применяет соответствующие средства влияния на деятельность субъектов внешнеполитической деятельности с целью обеспечения национальных интересов и безопасности Украины. Реализация определенных Верховной Радой Украины основных принципов внешней политики государства, которая осуществляется под руководством Президента Украины и обеспечивается Кабинетом Министров Украины и Министерством иностранных дел Украины, требует координации деятельности этих органов исполнительной власти главой государства, в том числе и в вопросах кадрового обеспечения в этой сфере. Осуществляя руководство внешнеполитической деятельностью государства, Президент Украины влияет на деятельность Кабинета Министров Украины и Министерства иностранных дел Украины через соответствующие указы, распоряжения.
Согласно Закону от 29 июня 2004 г. «О международных договорах Украины» решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров Украины принимаются: а) в отношении международных договоров, заключаемых от имени Украины, – Президентом Украины; б) в отношении международных договоров, заключаемых от имени Правительства Украины, – Кабинетом Министров Украины; в) в отношении межведомственных договоров – в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Президент Украины, Премьер министр Украины и Министр иностранных дел Украины имеют право вести переговоры и подписывать международные договоры Украины без специальных полномочий. Другие должностные лица имеют право на такие действия только при наличии специального полномочия. При этом полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров, заключаемых от имени Украины, предоставляются только Президентом Украины.
Делегация или представитель Украины, наделенные соответствующими полномочиями в соответствии с Законом «О международных договорах Украины», обязаны вести переговоры и осуществлять иные действия согласно предоставленных им полномочий и директив. Делегация или представитель Украины, которые получили полномочия от Президента, подают главе государства отчет о выполнении данных им директив. Отчет должен содержать согласованные с Министерством иностранных дел Украины выводы и предложения относительно следующих действий по заключению международного договора.
Президент рассматривает предложения Министерства иностранных дел относительно ратификации международных договоров, заключаемых от имени Украины, и принимает решение о внесении на рассмотрение Верховной Рады Украины в порядке законодательной инициативы проекта закона о ратификации международного договора Украины. Утверждение международных договоров Украины, которые заключаются от имени Украины и не требующих ратификации, но предусматривают требование об их утверждении или устанавливают иные правила, чем те, что содержатся в актах Президента Украины или Кабинета Министров Украины, осуществляется Президентом Украины. Решение Президента об утверждении международного договора или присоединении к нему принимается в форме указа.
Президент Украины и Правительство Украины принимают меры по обеспечению выполнения международных договоров Украины. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств Украины по международным договорам Министерство иностранных дел Украины информирует об этом Президента Украины или правительство Украины и вносит предложения для принятия необходимых мер.
Согласно п. 4 ст. 106 Конституции Украины Президент Украины принимает решение о признании иностранных государств. Предложения о признании иностранных государств, установлении дипломатических сношений с иностранными государствами разрабатывает и вносит Президенту Министерство иностранных дел Украины.
Пункт 5 комментируемой статьи закрепляет полномочия Президента назначать и увольнять глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях. По Закону Украины от 20 сентября 2001 г. «О дипломатической службе» дипломатические представительства и консульские учреждения Украины за границей являются постоянно действующими учреждениями Украины, основными задачами которых является представительство Украины в государстве пребывания и поддержание официальных межгосударственных отношений, защита интересов Украины, прав и интересов ее граждан и юридических лиц за рубежом.
Статус, задачи и функции дипломатического представительства Украины за рубежом, постоянного представительства Украины при международной организации определяются Законом «О дипломатической службе», а также Положением о дипломатическое Представительство Украины в другом государстве, Положением о постоянное представительство Украины при международной организации, которые утверждаются Президентом Украины. Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, Постоянный представитель Украины при международной организации назначаются на должности и освобождаются с должностей Президентом Украины по представлению Министра иностранных дел Украины. Указы Президента Украины по этим вопросам скрепляются подписями Премьер-министра Украины и Министра иностранных дел Украины. Министр иностранных дел Украины вносит Президенту Украины представление по кандидатурам для назначения на должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины, Постоянного представителя Украины при международной организации после консультаций в Комитете Верховной Рады Украины по иностранным делам относительно кандидатур на эти должности. Назначение на другие дипломатические должности и увольнения с этих должностей осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств. Верительная грамота направляется главой иностранного государства Президенту Украины и удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства. Этот документ выдается главам представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников. Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей миссии с момента вручения верительной грамоты. Поступление отзывной грамоты означает прекращение полномочий указанного в ней дипломатического представителя.
Порядок вручения верительных и отзывных грамот Президенту Украины закреплен в Указе Президента «О Государственном протоколе и Церемониале Украины» от 22 августа 2002 г. № 746/2002 (с изменениями). В частности, церемония вручения Президенту Украины верительных грамот проводится, как правило, в Марийском дворце в торжественной обстановке. Церемония предусматривает поздравления послом Президента Украины и его обращение с вступительным словом, после чего главе государства вручаются верительные грамоты. Президент Украины принимает верительные грамоты и в ответ приветствует посла короткой речью, после чего приглашает его на беседу в узком кругу. Как правило, Президенту Украины вместе со верительными грамотами послом иностранного государства вручаются отзывные грамоты предшественника.
Действующая Конституция наделила Президента полномочиями в сфере осуществления непосредственного народовластия. Так, глава государства владеет прерогативой назначать всеукраинский референдум. В случае если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания Верховной Рады Украины не могут начаться, Президент уполномочен прекратить полномочия парламента и назначить внеочередные парламентские выборы.
Роспуск парламента Украины в этом случае является вынужденным шагом, направленным на восстановление дееспособного парламента, на обеспечение непрерывности законодательной деятельности. Согласно положениям ч. 1 ст. 77 Конституции Украины, внеочередные выборы народных депутатов Украины должны быть проведены в период шестидесяти дней со дня опубликования решения главы государства о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины. Порядок проведения досрочных (внеочередных) выборов в парламент регламентируется Законом Украины от 25 марта 2004 г. «О выборах народных депутатов Украины» в редакции Закона от 7 июля 2005 г. (с изменениями).
Пункты 9-14 комментируемой статьи закрепляют номинационные полномочия Президента Украины. К этой группе относятся полномочия по формированию персонального состава органов государственной власти, которые заключаются в подборе кандидатур, назначении на должности и освобождении с должностей в органах исполнительной и судебной власти. В целом Президент Украины, используя указанные полномочия, непосредственно назначает несколько сотен должностных лиц, занимающих ключевые посты в государственном аппарате, и таким образом способен играть ведущую роль в формировании и реализации кадровой политики. Формируя весь состав правительства, назначая руководителей центральных и местных органов исполнительной власти, Президент фактически формирует всю «исполнительную вертикаль» и имеет возможность контролировать состояние исполнительской дисциплины в государстве. К номинационных следует отнести и полномочия Президента Украины назначать треть судей Конституционного Суда Украины, а также назначать на первый пятилетний срок профессиональных судей (п. 22 ст. 106, ч. 1 ст. 128 Конституции Украины).
Пункты 15 и 23 ст. 106 Конституции Украины определяют учредительные полномочия Президента Украины, которые заключаются в возможности внесения изменений в государственного механизма путем принятия решений о создании, реорганизации или ликвидации некоторых органов государственной исполнительной и судебной власти. Согласно положениям п. 15 комментируемой статьи министерства и другие центральные органы исполнительной власти образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Премьер министра Украины. Однако указанные изменения могут осуществляться исключительно в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на содержание органов исполнительной власти. При этом следует иметь в виду, что существование некоторых центральных органов исполнительной власти предусмотрено непосредственно в Конституции (например, Министерство внутренних дел Украины, Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины, Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины) и является обязательным, а принятие решения о создании или ликвидации других является прерогативой главы государства. Поэтому Конституционный Суд Украины в своем Решении от 28 января 2003 г. отметил, что положения п. 15 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины необходимо понимать так, что Президент Украины может реорганизовывать предусмотренные Конституцией Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, не меняя названия этих органов и их основного целевого назначения, что следует из названия.
При отсутствии соответствующей законодательной базы в настоящее время общий перечень центральных органов исполнительной власти Украины определяется Указом Президента Украины от 9 декабря 2010 г. № 1085/2010 (с изменениями). В приложении к этому Указу содержится Схема организации и взаимодействия этих органов.
Центральные органы исполнительной власти действуют на основании положений, которые утверждает Президент Украины. Типовое положение о министерство, центральный орган исполнительной власти Украины, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через соответствующего члена Кабинета Министров Украины утверждено Указом Президента Украины от 24 декабря 2010 г. № 1199/2010.
Пункт 23 комментируемой статьи Конституции закрепляет полномочия Президента Украины образовывать суды в определенном законом порядке. Согласно ст. 19 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010 г. (с изменениями) суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда. Местонахождение, территориальная юрисдикция и статус суда определяются с учетом принципов территориальности, специализации и инстанционности. Основаниями для образования или ликвидации суда является изменение определенной этим Законом системы судов, потребность улучшить доступность правосудия или изменение административно территориального устройства.
Пункт 16 комментируемой статьи наделяет Президента Украины полномочиями отменять акты Кабинета Министров Украины и Совета министров Автономной Республики Крым. В Конституции не детализировано, по каким основаниям могут быть отменены указанные акты. Однако в ч. 2 ст. 137 Конституции Украины указано, что акты Верховной Рады Автономной Республики Крым могут быть остановлены Президентом Украины по мотивам их несоответствия Конституции Украины, а в ч. 8 ст. 118 Конституции Украины указано, что решения местных государственных администраций могут быть отменены главой государства, если они противоречат Конституции и законам Украины, или другим актам законодательства Украины. При данных условиях системное толкование п. 16 ст. 106 дает возможность сделать вполне определенный вывод, что Президент Украины может отменять акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым в случае их несоответствия Конституции и законам Украины.
Пункт 24 ст. 106 Конституции Украины закрепляет полномочия Президента присваивать высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и иные высшие специальные звания и классные чины. В частности, согласно Указу Президента Украины «О порядке присвоения высших военных званий, высших специальных званий и классных чинов» от 17 августа 2009 года. № 616/2009 высшие воинские звания и высшие специальные звания лицам офицерского и начальствующего состава присваиваются согласно утвержденных перечней должностей, подлежащих замещению лицами высшего офицерского (начальственного) состава, и предельных военных и специальных званий по этим должностям, с учетом профессионально деловых качеств, военной и специальной подготовки, опыта службы, надлежащего выполнения ими возложенных обязанностей. Такие перечни должностей были утверждены Указом Президента Украины от 21 марта 2002 г. № 277/2002 (с изменениями).
Высшие классные чины работникам прокуратуры присваиваются в соответствии с Положением о классные чины работников органов прокуратуры Украины. Согласно ч. 3 ст. 47 Закона Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 г. (с изменениями) Президентом присваиваются классные чины государственного советника юстиции Украины, Государственного советника юстиции 1, 2 и 3 классов. Другие классные чины присваиваются Генеральным прокурором Украины. Представления о присвоении высших военных званий, высших специальных званий и классных чинов вносятся на рассмотрение Президенту Украины за подписью руководителя министерства, другого центрального органа исполнительной власти, осуществляющий руководство военным формированием, другого государственного органа.
Порядок присвоения дипломатических рангов детализирован в Законе Украины от 28 ноября 2002 г. «О дипломатических рангах». В Украине устанавливаются следующие дипломатические ранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол; Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса; советник первого класса; советник второго класса; первый секретарь первого класса; первый секретарь второго класса; второй секретарь первого класса; второй секретарь второго класса; третий секретарь; атташе. Согласно ст. 2 названного Закона дипломатические ранги присваиваются лицам, состоящим на государственной службе, принципы, задачи и функции которой соответствуют дипломатической службе в Украине и определены Законом Украины «О дипломатической службе», и государственными служащими в соответствии с Законом Украины «О государственной службе». Государственным служащим, которые работают в системе органов дипломатической службы, дипломатический ранг присваивается Министром иностранных дел Украины. Присвоение дипломатического ранга осуществляется согласно должности, которую занимает государственный служащий. Соответствие должностей государственных служащих дипломатическим рангам определяется Перечнем должностей, приписанных к дипломатическим рангам Украины, который утвержден Указом Президента Украины от 26 марта 2002 г. № 301/2002 (с изменениями). Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваиваются Президентом Украины по представлению Министра иностранных дел Украины.
Пунктом 25 комментируемой статьи к полномочиям Президента Украины отнесено награждения государственными наградами и президентскими отличиями. Перечень государственных наград и порядок награждения ими установлен Законом Украины “О государственных наградах Украины” от 16 марта 2000 г. (с изменениями). По Закону государственные награды Украины являются высшей формой присваивается гражданам за выдающиеся заслуги в развитии экономики, науки, культуры, социальной сферы, защите Отчизны, охране конституционных прав и свобод человека, государственном строительстве и общественной деятельности, за другие заслуги перед Украиной. Государственные награды устанавливаются исключительно законами Украины. Государственными наградами являются: звание Герой Украины; орден; медаль; отличие «именное огнестрельное оружие»; почетное звание Украины; Государственная премия Украины; президентское отличие.
Президент Украины утверждает: устав – для звания Герой Украины и каждого ордена; положение – для других государственных наград. Уставы и положения о государственных наградах определяют основания для награждения, содержащих описание государственной награды, а также устанавливают порядок награждения, вручения, ношения государственных наград и другие правила. Награждение государственными наградами осуществляется указом Президента Украины. Награжденному вручается государственная награда и документ, удостоверяющий награждение ею. Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с награждением государственными наградами, при Президенте Украины образуется Комиссия государственных наград и геральдики, которая является совещательным органом и работает на общественных началах. Персональный состав указанной Комиссии и порядок ее работы определяются Президентом Украины.
Порядок вручения государственных наград и президентских отличий установлен Указом Президента «О Государственном протоколе и Церемониале Украины» от 22 августа 2002 г. № 746/2002 (с изменениями) . Церемонии вручения государственных наград и президентских отличий происходят, как правило, в Белом или Красном зале Марийского дворца. Президент Украины входит в зал Дворца в определенное время и обращается к лицам, которых награждают, с речью, после чего Глава Администрации Президента Украины зачитывает соответствующий Указ Президента о награждении. Лица, которых награждают, в порядке объявления их фамилий подходят к Президенту Украины, который вручает им государственные награды, президентские отличия и поздравляет с награждением.
Пункт 26 комментируемой статьи предусматривает полномочия Президента принимать решение о принятии к гражданству Украины и прекращения гражданства Украины. Это полномочия главы государства воспроизведено в ст. 22 Закона «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 г.(с изменениями). Кроме того, по Закону
Президент определяет порядок проведения за заявлениями и представлениями по вопросам гражданства и выполнения принятых решений, а также утверждает Положение о Комиссии при Президенте Украины по вопросам гражданства.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданства и подчиненные ему органы (в отношении лиц, проживающих в Украине) или Министерство иностранных дел Украины, дипломатические представительства и консульские учреждения Украины (в отношении лиц, проживающих за границей) готовят также представления о потере лицами гражданства Украины и вместе с необходимыми документами присылают на рассмотрение Комиссии при Президенте Украины по вопросам гражданства. Указанная Комиссия рассматривает заявления о принятии в гражданство Украины, выходе из гражданства Украины и представления о потере гражданства Украины и вносит предложения Президенту Украины относительно удовлетворения этих заявлений и представлений. Президент принимает окончательное решение, издает указ, который присылается для выполнения в соответствии со специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти по вопросам гражданства или Министерству иностранных дел Украины. Контроль за выполнением президентских указов по вопросам гражданства осуществляет Комиссия при Президенте по вопросам гражданства.
Пунктом 26 комментируемой статьи, кроме существенных полномочий Президента Украины по решению вопросов гражданства, предусмотрено также его право принимать решение о предоставлении убежища в Украине. В международном праве принято различать территориальное и дипломатическое убежище. Первый означает предоставление государством определенному лицу возможности укрыться от преследований политического характера на своей территории; второй – предоставление государством такой же возможности, но в пределах дипломатического представительства, консульского учреждения или на военном судне, которое находится на территории другого государства. В соответствии с общим международным правом неприкосновенность помещения дипломатического представительства или консульского учреждения и экстерриториальность иностранного военного судна, не дают права предоставлять их как убежище лицам, преследуемым властями государства пребывания за правонарушения политического характера, поэтому в п. 26 ст. 106 Конституции Украины говорится о предоставлении именно территориального убежища. При этом предоставление убежища следует отличать от предоставления статуса беженца. Предоставление убежища не ограничено временем и обусловлено исключительно политическими преследованиями лица, а статус беженца является временным и обусловливается не только политическими, но и преследованиями по признаку расы, цвета кожи, отношения к религии и тому подобное. Решение о предоставлении статуса беженца принимают органы миграционной службы.
Важным элементом компетенции Президента Украины является его право, предусмотренное п. 27 ст. 106 Конституции Украины, осуществлять помилование лиц, осужденных судами за совершение преступления. Помилования представляет собой акт индивидуального милосердия к лицу, осужденному судом за совершение какого-либо (обычно тяжкого) преступления. С точки зрения конституционного права, помилование является актом высшего органа государственной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет назначенное судом наказание на более мягкое. Сейчас право главы государства на помилование регламентировано Положением о порядке осуществления помилования, утвержденное Указом Президента Украины от 16 сентября 2010 г. № 902/2010. В соответствии с этим актом Президент осуществляет помилование путем замены пожизненного лишения свободы на лишение свободы на срок не менее двадцати пяти лет; полного или частичного освобождения от отбывания как основного, так и дополнительного наказания; замены наказания или его неотбытой части более мягким наказанием. Ходатайство о помиловании и подготовленные Управлением по вопросам помилования Администрации Президента Украины материалы предварительно рассматриваются Комиссией при Президенте Украины в вопросах помилования, которая вносит главе государства предложения о применении помилования. О ходатайстве, оснований для удовлетворения которых не найдено, Комиссия докладывает Президенту Украины. О помиловании осужденного Президент Украины издает указ.
Пункт 28 комментируемой статьи предоставляет право Президенту Украины создавать в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы для осуществления своих полномочий. Сейчас аппарат главы Украинского государства составляет Администрация Президента и иные вспомогательные органы, из которых только два (Представительство Президента в Автономной Республике Крым и Совет национальной безопасности и обороны Украины) непосредственно предусмотрены Конституцией, другие же созданы и функционируют в соответствии с указами самого Президента Украины.
Ведущее место среди органов, составляющие аппарат главы государства, занимает Администрация Президента Украины, которая по своему статусу является постоянно действующим органом, который создается главой государства согласно Конституции Украины для обеспечения осуществления им своих полномочий. Администрация не является органом государственной власти, поскольку не имеет собственных властных полномочий, это административный аппарат Президента, который вступает в правоотношения с другими органами только по поручению главы государства. Основными задачами Администрации является организационное, правовое, консультативное, информационное, экспертно-аналитическое и другое обеспечение осуществления Президентом Украины определенных Конституцией Украины полномочий. Статус Администрации Президента Украины определен Положением, утвержденным Указом Президента от 2 апреля 2010 г. № 504/2010 (с последующими изменениями), а ее структура – Указом «Вопросы Администрации Президента Украины» от 18 марта 2010 г. № 364/2010.
Существенная роль Президента Украины в законодательном процессе отражена в пп. 29-30 комментируемой статьи. Глава государства подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины, а также владеет правом отлагательного вето. Подписанный закон Председатель Верховной Рады Украины безотлагательно направляет Президенту Украины. Глава государства, получив закон, в течение пятнадцати дней должен подписать его, взяв к исполнению, или же в случае несогласия вернуть Верховной Раде Украины вместе со своими мотивированными и сформулированными предложениями для повторного рассмотрения. Согласно ст. 132 Закона «О Регламенте Верховной Рады Украины» в случае если Президент применил право вето относительно принятого закона и в определенный Конституцией Украины 15-дневный срок вернул его в Верховную Раду со своими мотивированными и сформулированными предложениями, следствием этого является отмена результатов голосования за закон в целом и открытие процедуры его повторного рассмотрения.
Если Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона не вернул его для повторного рассмотрения, закон считается одобренным и должен быть подписан и официально обнародован. Экспертизу принятых Верховной Радой Украины законов, поступивших на подпись Президенту Украины, а также подготовку предложения относительно подписания законов или применения в отношении них права вето осуществляет Администрация Президента Украины.
Пункт 31 комментируемой статьи провозглашает, что Президент Украины выполняет не только полномочия, предусмотренные ст. 106, но и другие полномочия, определенные Конституцией Украины. Имеется в виду, в частности, предусмотренное ст. 93 Конституции право Президента на законодательную инициативу и право определять определенные законопроекты как неотложные, предусмотренное ст. 128 Конституции право осуществлять первое назначение на должность профессионального судьи и тому подобное. Однако положения п. 31 ст. 106 Конституции совсем не означает, что в Основном Законе перечислены все полномочия Президента Украины. Ограниченный объем Конституции делает невозможным закрепление в ней полного и исчерпывающего перечня полномочий главы государства, поэтому в Конституции указываются наиболее существенные полномочия Президента Украины, другие же формулируются в ней общим образом, а затем детализируются в законах. Это ярко видно на примере полномочий Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины, о которых говорилось выше. Главное, что конкретные полномочия Президента Украины, закрепленные в законах, должны четко согласовываться с теми его функциями и полномочиями, которые получили конституционное оформление, ведь положение ч. 2 ст. 19 Конституции, по которым органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами Украины, полностью распространяется и на главу государства.
Часть 2 комментируемой статьи провозглашает неотчуждаемость президентских полномочий. Это означает, что лицо, которое находится на посту Президента Украины, не может передавать свои полномочия другим лицам или органам. Речь идет как об отдельных полномочиях главы государства, так и обо всех его полномочиях в целом. Полномочия Президента Украины не могут быть делегированы, перераспределены, их выполнение не может быть поручено иным лицам или органам. Это является юридической гарантией надлежащей реализации полномочий Президента Украины и одновременно гарантией конституционного строя от противоправных посягательств, в частности от попыток нелегитимного прихода к власти. Президент Украины исполняет свои полномочия в полном объеме до момента принятия присяги новоизбранным главой государства или до момента досрочного прекращения своих полномочий по основаниям и в порядке, предусмотренных статьями 108-111 Конституции Украины. И только в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины исполнение обязанностей Президента (и то с ограничениями, предусмотренными ст. 112 Конституции) на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины.
Часть 3 комментируемой статьи определяет виды правовых актов Президента Украины, то есть юридические формы, в которые вкладываются решение главы государства, принятые в пределах его компетенции. Такими актами являются указы и распоряжения, имеющие подзаконный характер и обязательны для исполнения на всей территории Украины. Более подробная характеристика актов главы Украинского государства дана в Положении о порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Украины, утвержденном Указом от 15 ноября 2006 г. № 970/2006 (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно п. 3 этого положения указами Президента Украины оформляются решения, выданные на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, если хотя бы одно из положений решения рассчитано на постоянное или многократное действие (имеет нормативный характер) или относится к оформляемым указам Президента Украины, а также решения, принятие которых в форме указа предусмотрено законами Украины и указами Президента Украины. В частности, указами оформляются решения Президента о назначении всеукраинского референдума относительно изменений в Конституции Украины, провозглашения всеукраинского референдума по народной инициативе; назначение и освобождение с должностей руководителей соответствующих государственных органов, учреждений и организаций; назначение внеочередных выборов в Верховной Рады Украины; общую или частичную мобилизацию, введение военного положения в Украине или в отдельных ее местностях; введения в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного состояния, объявлением отдельных местностей Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации; введение в действие решений Совета национальной безопасности и обороны Украины; отмена актов Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, распоряжений глав местных государственных администраций; награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских званий, высших дипломатических рангов, других высших специальных званий и классных чинов; установление президентских отличий и награждения ими; принятия в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, предоставления убежища; помилование; толкования принятых Президентом актов и тому подобное.
Распоряжениями Президента оформляются предоставления поручений, рекомендаций относительно осуществления мероприятий, рассмотрения, решения вопросов о поддержке Президентом Украины культурно массовых и других мероприятий (кроме решений, которые оформляются указами); проведение переговоров, подписание международных договоров, предоставления полномочий на ведение переговоров, на подписание международных договоров Украины, соответствующих директив делегации или представителю Украины; оперативные, организационные и кадровые вопросы (кроме решений, которые оформляются указами); назначения на должности и освобождения с должностей помощников, референтов Президента Украины; внесение изменений в распоряжений Президента Украины, признание их утратившими силу; вынесение на обсуждение общественности проектов законов, которые предусматриваются для внесения Президентом Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины, проектов актов Президента Украины. Распоряжениями Президента Украины оформляются также иные решения, принятие которых в форме распоряжения предусмотрено законами Украины, актами Президента Украины.
При этом следует иметь в виду, что ч. 3 ст. 106 Конституции содержит исчерпывающий перечень лишь тех правовых актов Президента Украины, которые он издает как глава государства. Те же виды актов, которые Президент уполномочен выдавать как Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины, указываются в законах, которые регулируют отношения в сфере обеспечения национальной безопасности и обороны Украины. Так, согласно положениям ч. 3 ст. 6 Закона «Об обороне Украины» для осуществления полномочий в сфере обороны, определенных Конституцией и законами Украины, Президент Украины издает указы и распоряжения. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины Президент Украины издает приказы и директивы по вопросам обороны. О директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины говорится и в ч. 3 п. 1 ст. 4 Закона от 5 марта 1998 года. «О Совете национальной безопасности и обороны Украины». Правовые акты Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины довольно часто имеют секретный характер и официально не публикуются.
Часть 4 комментируемой статьи предусматривает необходимость скрепления некоторых актов Президента Украины подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его выполнение. Такая процедура в конституционном праве называется контрасигнацией и является характерной для парламентарных и полупрезидентских республик, а также парламентарных монархий.
Обязательной контрассигнации подлежат акты Президента, изданные им с таких вопросов: руководства внешнеполитической деятельностью государства; о признании иностранных государств; о назначении и увольнении глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины; о назначении и увольнении членов Кабинета Министров Украины, руководителей центральных и местных органов исполнительной власти; о назначении на должности и освобождении от должностей с согласия парламента Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины; о создании, реорганизации и ликвидации центральных органов исполнительной власти; о назначении на должности и освобождении от должностей высшего командования Вооруженных Сил Украины, других военных формирований; относительно руководства в сферах национальной безопасности и обороны; по вопросам деятельности Совета национальной безопасности и обороны Украины; о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения; об объявлении отдельных местностей Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации; о назначении судей Конституционного Суда Украины; о создании судов; о присвоении высших военных званий, высших дипломатических рангов и других высших специальных званий и классных чинов.
Таким образом, вместе с правом контрассигновать акты Президента Кабинет Министров Украины и лично Премьер министр Украины получили возможность реально влиять на их содержание и направленность, ведь без подписи указанных должностных лиц акт главы государства не может набрать силу. Исходя из содержания актов, которые подлежат контрассигнации, ответственными министрами есть Министр иностранных дел, Министр юстиции или Министр обороны Украины. Скрепляя своей подписью президентский акт, Премьер министр и соответствующий министр перебирают на себя всю полноту ответственности за его конституционности, обоснованность и результативность.
Другой комментарий к статье 106 Конституции Украины
Данная статья Конституции закрепляет перечень конкретных полномочий, которые возлагаются на Президента Украины. Всю их совокупность можно разделить на несколько групп, среди которых прежде всего следует назвать такие: представительство Украины в международных отношениях принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представительств других государств и т.п.; те, что касаются деятельности Верховной Рады, например прекращение ее полномочий, если в течение 30 дней очередной сессии пленарные заседания не могут начаться; в сфере законодательства – право вето с последующим возвратом законов на повторное рассмотрение Верховной Рады; назначения и увольнения с должностей членов Кабинета Министров и других должностных лиц; в сфере обеспечения государственной независимости, национальной безопасности и обороны страны – принятие решения о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения, управление Советом национальной безопасности и обороны и т. др; связанные с принятием гражданства Украины и его прекращением, предоставлением убежища в Украине; учредительные – образование и ликвидация по представлению Премьер-министра Украины министерств и других центральных органов исполнительной власти.
Названные группы полномочий неразрывно связаны с сущностью должности Президента как главы государства. Поэтому Президент не может передавать (делегировать) свои полномочия другим лицам или органам.
Для обеспечения выполнения своих полномочий Президент наделяется правом издавать указы и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению на всей территории Украины. Эти акты должны создаваться на основе Конституции и законов Украины, им отвечать, направляться на выполнение их положений. В свою очередь, указы и распоряжения Президента выступают правовой базой издание органами исполнительной власти их актов. За юридическими признаками указы и распоряжения Президента могут быть нормативными, в которых содержатся правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, или индивидуальные, которые касаются конкретных отношений или лиц и имеют одноразовый характер (назначение на должность, награждение).
Последняя часть ст. 106 Конституции Украины предусматривает совершенно новое положение, по которому акты Президента, выдаваемые в пределах его полномочий, предусмотренных пунктами 3, 4, 5, 8, 10, 14, 15, 17, 18, 21, 22, 23, 24 этой статьи, становятся обязательными к исполнению только при условии, когда они скреплены подписями премьер-министра Украины и министра, который непосредственно ответственен за акт его выполнения. Это обеспечивает Президентом учета реальных возможностей исполнительных структур для воплощения в жизнь принятых им указов.
Такой порядок достаточно распространен в современном мире. В ряде стран, например в ФРГ, он, как и в Украине, необходим лишь для определенной части актов Президента. В других, например в Италии, ни один акт Президента не действителен, если он не подписан министром.