Новая редакция ст. 103 Конституции Украины с Комментариями.
Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.
Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший тридцати пяти лет, имеющий право голоса, проживающий в Украине в течение десяти последних перед днем выборов лет и владеющий государственным языком.
Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд.
Президент Украины не может иметь другого представительского мандата, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли.
Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий Президента Украины. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины выборы Президента Украины проводятся в период девяноста дней со дня прекращения полномочий.
Порядок проведения выборов Президента Украины устанавливается законом.
Комментарий к ст. 103 Конституции Украины
Комментируемая статья закрепляет исходные положения о порядке замещения должности Президента Украины.
В части 1 данной статьи закреплено, что выборы главы Украинского государства осуществляются всенародно, и перечислены принципы, по которым они проводятся. Прямой, внепарламентский способ избрания главы государства является общим правилом для республик со смешанной (полупрезидентской) формой правления (Франция, Россия, Польша и др.). Получения мандата доверия непосредственно от народа усиливает легитимность президентской власти, вознося ее на один уровень с легитимностью власти парламента, укрепляет позиции главы государства в отношениях с другими высшими органами государственной власти. В то же время всенародные выборы Президента Украины должны быть гарантией его независимости, непредвзятости и авторитетности в отношениях с другими органами публичной власти.
Принципы, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, фактически является воспроизведением общих принципов избирательного права Украины, сформулированных в ч. 1 ст. 71 Конституции Украины. Содержание этих принципов детализирован в Законе Украины от 5 марта 1999 г. «О выборах Президента Украины» в редакции Закона от 18 марта 2004 г. (с последующими изменениями). Так, ст. 2 указанного Закона, закрепляя содержание общего избирательного права по выборам Президента, формулирует, что право избирать имеют граждане Украины, которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет. Не имеют права голоса граждане, признанные судом недееспособными. Любые прямые или косвенные привилегии или ограничения избирательных прав граждан Украины по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам запрещаются. Не допускаются ограничения по участию граждан в избирательном процессе, кроме ограничений, предусмотренных Конституцией Украины и этим Законом. Таким образом, активное избирательное право по выборам Президента Украины возникает у граждан Украины при достижении восемнадцати лет.
Принцип равного избирательного права применительно к выборам Президента Украины означает, что каждый избиратель имеет равное одинаковое количество голосов при голосовании, а именно один голос. Избиратель может использовать свой голос в день голосования только на одном избирательном участке. Принцип равного избирательного права также означает, что граждане Украины участвуют в выборах на равных основаниях, то есть им предоставляются одинаковые условия для реализации их избирательного права на всех этапах избирательного процесса.
Прямое избирательное право по выборам Президента Украины означает, что глава государства избирается непосредственно избирателями, без любых промежуточных институтов, то есть имеет прямой мандат, который он получает от избирателей. Такой способ избрания главы государства исключает искажение истинной воли избирательного корпуса и одновременно укрепляет связь избранной лица с электоратом.
Голосование на выборах Президента Украины является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей запрещается, что достигается рядом организационных гарантий. Это важно с точки зрения единства воли и волеизъявления избирателей, защиты их от противоправного давления со стороны других лиц.
Закон «О выборах Президента Украины» закрепляет, что избирательный процесс осуществляется на принципах законности и запрета незаконного вмешательства кого либо в этот процесс; политического плюрализма и многопартийности; публичности и открытости избирательного процесса; равенства всех кандидатов на пост Президента Украины; равенства прав партий (блоков) – субъектов избирательного процесса; свободы предвыборной агитации, равных возможностей доступа кандидатов на пост Президента Украины к средствам массовой информации; беспристрастности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, их руководителей, других должностных и служебных лиц к кандидатам на пост Президента Украины, партий (блоков). Выборы Президента Украины являются свободными. Никто не может быть принужден к участию или неучастия в выборах. Избирателям обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободного выявления при голосовании. Применение насилия, угроз, обмана, подкупа или любых других действий, препятствующих свободному формированию и свободному выявлению воли избирателя, запрещается.
Президент Украины избирается на пятилетний срок, отсчет которого начинается с момента вступления на пост (то есть с момента принесения присяги) новоизбранного главы государства. Такой срок полномочий является наиболее распространенным среди зарубежных стран. Именно на такой срок избираются президенты в более чем тридцати странах мира, в частности в Азербайджане, Болгарии, Бразилии, Венесуэле, Греции, Израиле, Индии, Казахстане, Германии, Пакистане, Польше, Португалии, Республике Корея, Сальвадоре, Сенегале, Чехии, Уругвае.
Часть 2 комментируемой статьи закрепляет юридические требования (избирательные цензы) к кандидатам в Президенты Украины. Так, пассивное избирательное право по выборам Президента Украины предоставляется исключительно гражданам Украины, то есть устанавливается ценз гражданства. При этом основание приобретения гражданства и срок пребывания в гражданстве Украины для выдвижения кандидатом на должность главы государства значения не имеют.
Закрепление минимального возрастного ценза в тридцать пять лет является достаточно умеренным по сравнению с другими странами. При этом максимально допустимый возраст для кандидатов в Президенты Конституция не устанавливает. Содержание минимального возрастного ценза заключается в том, чтобы управлять страной была предоставлена гражданину, который имеет жизненные навыки и достаточные знания об окружающей действительности, способному на основе своего опыта принимать ответственные и адекватные решения.
Конституционно закрепленным есть и так называемый ценз оседлости, то есть требование проживания в Украине в течение десяти последних перед днем выборов лет. При этом необходимо, чтобы, во-первых, кандидат непрерывно проживал в Украине в течение установленного срока, во вторых, на день выборов постоянно проживал на территории Украины. Ни Конституция, ни Закон «О выборах Президента Украины» не содержит легального толкования термина «непрерывное проживание». Однако согласно ст. 1 Закона Украины «О гражданстве Украины» непрерывным проживанием на территории Украины признается проживание в Украине лица, если его разовый выезд за границу по частным делам не превышал девяноста дней, а в сумме за год – ста восьмидесяти дней. При этом не является нарушением требования о непрерывном проживании выезд лица за границу в служебную командировку, на учебу, в отпуск, на лечение по рекомендации соответствующего медицинского учреждения или изменение лицом местожительства на территории Украины.
Проживание в Украине по Закону «О выборах Президента Украины» означает: 1) проживание на территории в пределах государственной границы Украины; 2) нахождение на судне, находящемся в плавании под Государственным Флагом Украины; 3) пребывания граждан Украины в установленном законодательством порядке в командировке за пределами Украины, служба в дипломатических и других официальных представительствах и консульских учреждениях Украины, международных организациях и их органах; 4) пребывание на полярной станции Украины; 5) пребывание в составе формирования Вооруженных Сил Украины, дислоцированного за пределами Украины; 6) пребывание граждан Украины за ее пределами в соответствии с действующими международными договорами Украины.
Учитывая то, что осуществление полномочий Президента связано с официальным использованием государственного языка (в текстах правовых актов главы государства, посланиях главы государства к народу и парламенту, во время официальных переговоров и тому подобное), конституционно закрепляется такое требование, как владение государственным языком. В Конституции не указывается, какой именно уровень владения государственным языком требуется от кандидата в Президенты Украины. Из этого можно сделать вывод, что он должен быть таким, чтобы обеспечивать надлежащее исполнение президентских полномочий.
Часть третья комментируемой статьи содержит ограничение права одного лица занимать должность Президента более двух сроков подряд. Эта конституционная норма служит гарантией от авторитаризма и злоупотребления властью и обеспечивает ротацию руководства государства. Вместе с тем Конституция не запрещает одному лицу даже после двух сроков пребывания на посту Президента через некоторый промежуток времени снова занять эту должность. Однако согласно ч. 5 ст. 9 Закона «О выборах Президента Украины» лицо, которое дважды подряд избиралась на пост Президента Украины, не может быть выдвинуто кандидатом на этот пост. Поскольку Конституция Украины ограничивает не количество раз занятие одним лицом должности Президента, а исключительно право одного лица занимать указанную должность более двух сроков подряд, возникает вопрос о соответствии законодательной нормы Конституции Украины. Ведь согласно ч. 1 ст. 64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина (в том числе право быть избранным) не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией.
Конституция четко закрепляет условия несовместимости поста Президента с другими видами деятельности. Прежде всего лицу, занимающему эту должность, запрещено иметь другой представительский мандат. Толкование термина «представительский мандат» изложена в мотивировочной части решения Конституционного Суда Украины от 6 июля 1999 г. (дело о совместительстве должностей народного депутата Украины и городского головы). Единственный орган конституционной юрисдикции отметил, что термин «представительный мандат» обязательно связан с избранием лица на должность, в частности народным депутатом Украины или депутатом Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатом сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета с предоставлением ему соответствующих полномочий, в том числе выступать от имени избирателей. Согласно Конституции Украины представительский мандат имеют народные депутаты Украины (ч. 2 ст. 78), Президент Украины (ч. 4 ст. 103), депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, а также депутаты сельского, поселкового, городского, районного, областного совета, что прямо обусловлено представительным характером этих органов (статьи 136, 140, 141). Конституционный Суд отметил, что сельский, поселковый, городской голова является не только главным должностным лицом соответствующей территориальной общины (ч. 1 ст. 12 Закона Украины от 25 мая 1997 г. «О местном самоуправлении в Украине»), но и имеет представительский мандат, что обусловлено его непосредственным избранием территориальной громадой.
Таким образом, Президент Украины не может быть народным депутатом Украины, депутатом Верховной Рады Автономной Республики Крым, местного совета, сельским, поселковым, городским головой.
Глава государства не может занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, которое имеет целью получения прибыли, направленное на недопущение злоупотребления главой государства своими полномочиями.
Определение термина «должность» дано в ст. 2 Закона Украины от 16 декабря 1993 г. «О государственной службе». Должность – это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг соответствующих служебных полномочий. Классификация должностей закреплена в ст. 25 указанного закона. При этом из содержания данного конституционного положения следует, что требования несумісництва распространяются и на политические должности, то есть Президент Украины не может занимать должность Премьер министра Украины, Первого вице-премьер министра, вице-премьер министров, министров, которые по характеру полномочий, порядку назначения на должности и освобождения из должностей относятся к политическим должностям и не относятся к категориям должностей государственных служащих, определенных Законом «О государственной службе».
Комментируемая статья ничего не говорит о невозможности совмещения поста Президента Украины с должности в органах местного самоуправления. Однако в данном случае следует применять расширенное толкование и под органами государственной власти понимать все органы, наделенные публично-властными полномочиями, в том числе и органы местного самоуправления.
Часть 4 комментируемой статьи определяет сроки проведения очередных и внеочередных выборов Президента Украины. Проведение очередных выборов главы государства в последнее воскресенье марта имело целью отдалить их за время от парламентских выборов.
Проведение досрочных выборов Президента Украины в период девяноста дней со дня прекращения полномочий предыдущего главы государства имеет целью обеспечить непрерывность и преемственность в исполнении президентских полномочий, поскольку от этого напрямую зависит степень гарантирования государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. При этом согласно Закону «О выборах Президента Украины» внеочередные выборы Президента Украины происходят в последнее воскресенье дев’яностоденного срока со дня: 1) провозглашения Президентом Украины лично заявления о своей отставке на заседании Верховной Рады Украины; 2) опубликования решения Верховной Рады Украины о подтверждении невозможности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья; 3) опубликования решения Верховной Рады Украины об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента; 4) принятие постановления Верховной Рады Украины о назначении внеочередных выборов в связи со смертью Президента Украины. Избирательный процесс внеочередных выборов главы государства начинается со дня, следующего за днем, указанным в этих пунктах.
Часть 6 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, которая отсылает читателя к специального закона (имеется в виду Закон Украины «О выборах Президента Украины»), которым должны детально регламентироваться все стадии избирательного процесса по выборам главы Украинского государства. Действующий Закон Украины «О выборах Президента Украины» подробно определяет порядок и сроки назначения и проведения выборов, организации выборов, систему и компетенцию избирательных комиссий, финансовое и материально техническое обеспечение выборов, порядок выдвижения и регистрации кандидатов в Президенты Украины, проведения предвыборной агитации, гарантии деятельности кандидатов в Президенты Украины и других участников выборов, порядок проведения голосования и определения результатов выборов Президента Украины.
Согласно закону право выдвижения кандидатов на пост Президента принадлежит гражданам Украины, которые имеют право голоса. Это право реализуется ими через политические партии и их избирательные блоки, а также самовыдвижением. Кандидата на пост Президента Украины может выдвигать партия, которая зарегистрирована в установленном законом порядке не позднее чем за год до дня выборов, или избирательный блок партий при условии, что в его состав входят партии, зарегистрированные не позднее чем за год до дня выборов.
Выдвижение кандидатов на пост Президента Украины партией осуществляется на ее съезде (собрании, конференции), а блоком – на партийном съезде (собрании, конференции) партий, входящих в блок. В съезде (собрании, конференции), на котором осуществляется выдвижение кандидата, должны участвовать не менее 200 делегатов. Лицо может быть выдвинуто кандидатом на пост Президента Украины только одной партией (одним блоком) согласно воле кандидата. При этом партия (блок) может выдвинуть только одного кандидата на пост Президента Украины из числа лиц, которые являются членами этой партии (членами партии, которая входит в блок), или беспартийных граждан, которые имеют право быть избранными Президентом.
Гражданин Украины, который отвечает конституционным требованиям относительно кандидата на пост Президента, имеет право на само выдвижение путем личного представления в Центральную избирательную комиссию заверенной в установленном законом порядке соответствующего заявления о самовыдвижении кандидатом на пост Президента.
Регистрацию кандидатов на пост Президента Украины осуществляет Центральная избирательная комиссия. Регистрация проводится при условии получения таких документов: 1) анкеты кандидата на пост Президента Украины по форме, установленной ЦИК; 2) автобиографии лица, выдвинутого кандидатом, объемом до двух тысяч печатных знаков, которая обязательно должна содержать: фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, сведения о гражданстве, образовании, трудовую деятельность, должность (занятие), место работы, общественную работу (в том числе на выборных должностях), партийность, состав семьи, адрес места жительства с указанием времени проживания в Украине, сведения о судимости, не погашенную и не снятую в установленном законом порядке; 3) предвыборной программы кандидата, изложенной на государственном языке, объемом до двенадцати тысяч печатных знаков; 4) документа о внесении денежного залога, которая согласно Закону «О выборах Президента Украины» составляет два миллиона пятьсот тысяч гривен; 5) копии декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации); 6) фотографий кандидата по размерам и в количестве, установленными ЦИК.
Дополнительное представление документов для регистрации предусмотрен для лиц, выдвинутых кандидатами в Президенты Украины партией (блоком). В частности, указанные лица также подают: 1) представление о регистрации кандидата, подписанное руководителем партии (руководителями партий, входящих в блок) и скрепленное печатью партии (печатями партий, входящих в блок); 2) копии свидетельства о регистрации партии (партий, входящих в блок) и ее устава (уставов партий, входящих в блок), заверенные Министерством юстиции Украины после начала избирательного процесса; 3) выписка из протокола съезда (собрания, конференции) каждой партии, вошедшей в состав избирательного блока, о создании избирательного блока, заверенный подписью руководителя партии и скрепленной печатью этой партии – в случае выдвижения кандидата блоком; 4) соглашение о создании избирательного блока (в случае выдвижения кандидата блоком); 5) выписка из протокола съезда (собрания, конференции) партии (межпартийного съезда (собрания, конференции) партий, входящих в блок) о выдвижении кандидата на пост Президента Украины, заверенный руководителем партии (руководителями партий, входящих в блок) и скреплена печатью партии (печатями партий, входящих в блок); 6) заявление лица, выдвинутого кандидатом, о согласии баллотироваться кандидатом на пост Президента Украины от этой партии (блока) и в связи с этим на обнародование биографических сведений и декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации), обязательства в случае избрания передать в порядке, установленном законом, в течение месяца после официального обнародования результатов выборов в управление другому лицу принадлежащие ему предприятия и корпоративные права и прекратить деятельность или сложить представительский мандат, которые несовместимы с занятием поста Президента Украины.
Выборы Президента Украины проходят по единому общегосударственному одномандатному избирательному округу, включающему всю территорию Украины. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Украины (Центризбирком), территориальных округов (225 окружных избирательных комиссий) и избирательных участков. Избирательные участки образуются, как правило, с количеством от пятидесяти до трех тысяч избирателей, а в исключительных случаях – с меньшим или большим количеством избирателей.
Голосования проводится только в день выборов или в день повторного голосования с 8 часов утра до 20 часов вечера. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за семь дней до дня выборов, отправляя именные приглашения по месту жительства избирателей. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.
Подсчет голосов избирателей проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На основании протоколов окружные избирательные комиссии, суммируя данные, содержащиеся в этих протоколах, устанавливают итоги голосования и составляют протокол, который передается Центральной избирательной комиссии, а та, в свою очередь, суммирует все полученные данные. Избранным в день выборов считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если в избирательный бюллетень для голосования в день выборов было включено не больше двух кандидатов на пост Президента Украины и по результатам голосования ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия принимает решение об обращении к Верховной Раде Украины с представлением о назначении повторных выборов Президента. Если в избирательный бюллетень для голосования в день выборов было включено более двух кандидатов на пост Президента Украины и по результатам голосования в день выборов ни один кандидат не был избран, Центральная избирательная комиссия принимает решение о проведении повторного голосования.
В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный для стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, который получил большее, чем другой кандидат, количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если повторное голосование проводилось лишь по одной кандидатуре, кандидат считается избранным Президентом Украины, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Другой комментарий к статье 103 Конституции Украины
Выборы Президента Украины согласно ч. 1 этой статьи основываются на действительно демократических принципах (всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании – см. комментарий к ст. 38), на основе которых в соответствии со ст. 70 и 71 Конституции осуществляется народное волеизъявление в Украине. Конституция устанавливает, что Президент Украины избирается сроком на 5 лет.
Требования к кандидатам в Президенты определенные ч. 2 ст. 103. Президент должен быть гражданином Украины, ведь недопустимо, чтобы главой государства был человек, что не имеет с этим государством стабильных правовых связей, которые устанавливаются именно через институт гражданства, При этом Конституция не определяет необходимой для кандидата в Президенты основания приобретения гражданства Украины, как это делается в конституциях некоторых стран (например, в США кандидат в президенты должен быть гражданином этой страны по рождению) Представляется, что такой подход воплощает закреплен в ст. 24 Конституции Украины принцип равенства граждан Украины независимо от любых их признаков.
Кандидат в Президенты должен достичь 35 лет. Именно в этом возрасте человек приобретает определенный жизненный опыт, имеет достаточно здоровья и энергии, необходимых для выполнения непростых президентских полномочий. Такой же возраст для кандидатов в президенты установлен в России, села. В ряде государств для этого принято более высокий возрастной ценз, например в ФРГ – 40, в Италии – 50 лет.
Кандидат в Президенты Украины должен в течение десяти последних перед днем выборов лет проживать в Украине. Этот срок необходим для того, чтобы кандидат в президенты мог ориентироваться в особенностях общественной жизни страны, правильно определять потребности и пути его совершенствования и тому подобное. Аналогичные нормы содержатся и в конституциях других государств. Например, в России этот срок устанавливается также в 10 лет, в США – 14 лет.
Кандидат в Президенты Украины должен иметь право голоса, то есть им может быть лишь лицо, которое не ограничено в избирательных правах и обладающий активным избирательным правом. В конституциях некоторых государств это требование прямо не фиксируется (Россия, США), в других – формулируется в тех или иных редакциях. Например, в ст. 84 Конституции Италии говорится о том, что “Президентом Республики может быть избрано любое лицо, которое пользуется гражданскими и политическими правами”. Президент должен владеть государственным языком, которым согласно ч. 1 ст. 10 Конституции является русский (см. комментарий к ст. 10).
Конституция (ч. Ст. 103) определяет, что одно и то же лицо не может быть Президентом Украины больше чем два срока подряд. Эта норма предотвращает длительному пребыванию у власти одного лица, поскольку, как свидетельствует исторический опыт, это часто приводит к установлению антидемократических государственно-правовых режимов. В то же время указанная норма допускает возможность избрания того же лица на должность Президента третий раз, но уже после того, как эту должность занимала другое лицо.
Конституции по-разному подходят к установлению возможных сроков пребывания лица на должности президента. Так же, как и в Украине, эта проблема решается, например, в России и ФРГ. Конституция США также ограничивает президентство одного лица исключительно двумя сроками подряд, а в Италии и Франции возможности переизбрания на пост президента не ограничиваются.
Президенту запрещено иметь другой представительский мандат, то есть быть членом властных выборных органов, а также занимать оплачиваемые должности в государственных или общественных органах или организациях, заниматься предпринимательской деятельностью. Этот запрет имеет целью обеспечить независимость Президента от любых государственных и негосударственных структур.
В тех или иных формулировках аналогичные нормы содержатся в конституциях многих стран (например США, ФРГ и др ).
Сроки проведения очередных выборов Президента и выборов в случае досрочного прекращения его полномочий устанавливаются ч. 5 данной статьи. Четкое конституционное определение сроков очередных и внеочередных выборов Президента призвано обеспечить соответствующую организованность в обществе и сокращение периодов, когда должность Президента может быть вакантной.
Все другие положения, касающиеся порядка проведения выборов Президента Украины в соответствии с ч. 6 статьи, устанавливаются законом. В этой связи следует заметить, что Закон “О выборах Президента Украины” от 5 июля 1991 г. с принятием Конституции требует существенной доработки.